Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 695/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300057518000007 "Приобретение 4 (четырех) единиц трамвайных вагонов с учетом доставки" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Тимченко В.В., Ситникова С.В., Шестакова Д.А.), представителя Заявителя (Самойлова Е.А.), в отсутствии представителей Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300057518000007 от 04.04.2018 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 78000000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 20.04.2018 года в 10 часов 00 минут.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчик необоснованно потребовал от участников поставить трамвайные вагоны производства АО "УралТрансМаш" модель 71-407. Заявитель считает, что Заказчиком исключена возможность поставки аналогичных товаров иных производителей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.1 ст.64 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что в разделе 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об аукционе (далее - Техническое задание) Заказчик установил, в том числе, следующие требования к закупаемому товару:
трамвайные вагоны должны быть предназначены для эксплуатации на городских линиях с шириной колеи 1524 мм;
2.1. |
Габаритные размеры трамвая: Длина (по кузову), не более, мм |
16 000 |
4.2. |
База тележки, мм |
1900 |
9.4. |
Тяговый электродвигатель |
Асинхронный 3-х фазный, мощностью не менее 54 кВт |
9.7. |
Командоаппарат |
Педального типа |
По мнению Заявителя, указанным характеристикам соответствуют трамвайные вагоны только производства АО "УралТрансМаш" модель 71-407.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что в Техническом задании описаны трамвайные вагоны модели 71-407 производства АО "УралТрансМаш".
Заказчик указал, что поставка вагонов указанной модели обусловлена условиями эксплуатации данных трамвайных вагонов применительно к рельефной местности города Новочеркасска, поскольку трамвайные пути проходят через мост, который имеет ограничение по весу транспортных средств. Заказчик указал, что закупаемые трамвайные вагоны имеют массу 21 т, тогда как трамвайные вагоны, предлагаемые Заявителем, имеют массу 22,5 т. Кроме того, Заказчик пояснил, что требования к мощности электродвигателя не менее 54 кВт обусловлено наличием возвышенностей на маршруте движения трамваев и влияет на технические характеристики вагона.
Доводы Заказчика о невозможности поставки и эксплуатации вагонов иных производителей, кроме АО "УралТрансМаш", опровергаются в виду следующего:
- в Техническом задании отсутствуют требования к массе трамвайного вагона;
- Заказчиком не представлено доказательств ограничений по массе трамвайных вагонов для их эксплуатации в городе Новочеркасске (в том числе на мосту через р.Тузлов);
- Заказчиком не представлено доказательств невозможности эксплуатации трамвайных вагонов с мощностью двигателя менее 54 кВт, с учетом того что такие вагоны будут соответствовать иным характеристикам, изложенным в Техническом задании (скорость изменения ускорения при пуске и замедлении, удельный расход электроэнергии и др.).
Также представитель Заказчика не пояснил необходимость установления требований к габаритным размерам и базе тележки таким образом, что данные требования исключают возможность поставки трамваев иных производителей (не АО "УралТрансМаш").
Так, например, длина по кузову трамвая, предлагаемого Заявителем, составляет 16400 мм, тогда как Заказчик требует не более 16000 мм; база тележки вагона, предлагаемого Заявителем, составляет 1940 мм, тогда как Заказчик установил 1900 мм.
При этом, трамвайные вагоны, как предлагаемые Заявителем, так и производства АО "УралТрансМаш", соответствуют "ГОСТ 8802-78. Межгосударственный стандарт. Вагоны трамвайные пассажирские. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 02.02.1978 N 344) и могут быть использованы для движения на линиях шириной колеи 1524 мм, установленных в городе Новочеркасске.
Учитывая изложенное, Заказчик по описанным выше позициям Технического задания, установил требования, создающие преимущества только одному производителю - АО "УралТрансМаш", и исключающие возможность поставки трамвайных вагонов иных производителей (например, АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева").
Таким образом, Заказчик в документации об аукционе установил требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 апреля 2018 г. N 695/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018