Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела N 661/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300031218000004 "Реконструкция комплекса канализационных сетей лит. N 2К-С в Зерноградском городском поселении Зерноградского района Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии Заявителя (Манохина И.А.), представителя Заказчика (Бондаренко Н.А.), в отсутствии представителей Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300031218000004 от 28.03.2018 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 279 754 040,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.04.2018 года в 00 часов 05 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Инструкция по заполнению заявок имеет излишне сложный и запутанный характер. Техническое задание с учетом положений Инструкции, не соответствует по ряду товаров положениям Закона и действующим государственным стандартам.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Разделе 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации об аукционе Заказчик, в том числе, установил:
участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), используемых в ходе выполнения работ, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении 1 к разделу 4 документации об аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, оборудования (далее - Техническое задание).
Согласно Инструкции "в случаях указания показателей в сопровождении слов "может", "допускается", словосочетания "может быть" во всех склонениях, участник должен указать наличие либо отсутствие указанного показателя".
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "хризотил", в том числе:
- группа может быть 6К. Марка может быть 6-20. Должен соответствовать документам в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно п.4.2 "ГОСТ 12871-2013. Межгосударственный стандарт. Хризотил. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 03.10.2014 N 1270-ст) хризотил 6-й и 6К групп делится на марки в зависимости от фракционного состава, определяемого методом сухого рассева на контрольном аппарате из четырех сит: первое сито с размером стороны ячейки в свету 12,7 мм; второе - 4,8 мм; третье - 1,35 мм; четвертое - 0,4 мм.
Марки хризотила приведены в таблице 1 ГОСТ 12871-2013:
Группа |
Марка |
6 |
6-55 |
6-45 | |
6-40 | |
6-40-М | |
6-30 | |
6-20 | |
6К |
6К-45 |
6К-30 | |
6К-20 | |
6К-5 |
Указав в заявке, в соответствие с положениями Инструкции, "наличие" группы 6К и марки 6-20, участник в тоже время, предложит показатель марки не в соответствии с ГОСТ 12871-93, которым для группы 6К предусмотрена марка А-6К-20.
Следовательно, участник укажет недостоверные сведения, что является основанием, для отказа в допуске к аукциону (пункт 1 части 4 статьи 67 Закона).
Таким образом, описанные положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ показатели.
Включение в Инструкцию требования о соответствии товара требованиям ГОСТ, с учетом формирования при этом требования к значению показателей, несоответствующих положениям ГОСТ, создает необоснованные препятствия для подготовки заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребностей Заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупки.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик, в том числе, указал:
- применение заказчиком знака препинания ";", союзов "или", "либо" при перечислении показателей (значений показателей), указывающих на варианты исполнения товара, означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных показателей (значений показателей).
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "ацетилен", в том числе: должен быть марки А; Б. Сорт - первый. Должен соответствовать документам в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно п.1.1 "ГОСТ 5457-75. Межгосударственный стандарт. Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия" (введен Постановлением Госстандарта СССР от 16.04.1975 N 964) по физико-химическим показателям технический ацетилен должен соответствовать нормам, указанным в табл. 1:
Наименование показателя |
Норма для ацетилена |
|||
растворенного |
газообразного ОКП 2411220300 |
|||
марки А |
марки Б |
|||
ОКП 2411220100 |
первого сорта ОКП 2411220230 |
второго сорта ОКП 2411220240 |
Учитывая, то, как инструкция толкует знак ";", Заказчику требуется товар только с одним из указанных показателей марки: А или Б. При этом требование первого сорта является для Заказчика неизменным для каждой из этих марок. Таким образом, потребность Заказчика состоит в ацетилене марки А первого сорта или в ацетилене марки Б первого сорта.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик установил требование об использовании участниками закупки при описании своего предложения такого понятия, как "варианты исполнения товара". Заказчик определяет в Инструкции эти "варианты" как различные значения одних и тех же показателей:
- случае если Заказчиком в требованиях к товару не устанавливается перечень возможных вариантов исполнения (типов, подтипов, марок, сортов, видов, подвидов, фракций, зернистостей и т.п.) этого товара, но при этом указаны параметры и характеристики, в сопровождении слов, словосочетаний: в зависимости от типа, подтипа, марки, сорта, вида, подвида, фракций, зернистостей и т.п., данные требования означают, что Заказчику требуется только один тип, подтип, марка, сорт, вид, подвид, фракция, зернистость и т.п.;
- участник закупки также должен учитывать, что в случае, если заказчику требуется товар только в одном из предложенных Заказчиком вариантах исполнения товара, значение показателей товара в требованиях в документации могут быть указаны в максимально или минимально возможном значении для всех перечисленных заказчиком вариантах исполнения товара.
Указанными положениями Инструкции Заказчик "оправдывает" описанные выше требования к товару ацетилен - установлены варианты исполнения товара:
1. Ацетилен марки А (сорт указывать не надо);
2. Ацетилен марки Б (нужно обязательно указать первый сорт).
Нарушение описания данных вариантов влечет отказ в допуске к участию в аукционе.
Однако, ГОСТ 5457-75 не предусматривает наличие какого-либо сорта у ацетилена марки А. Следовательно, Инструкция по заполнению заявки, в данной части содержит положения, препятствующие участникам в заполнении заявок. Тем самым Заказчик ограничил конкуренцию, создал дополнительные трудности для участия в закупке.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик, в том числе, установил: "указание товарного знака, торговой марки в заявке производится только при его наличии".
Учитывая, что положения ч.3 ст.66 Закона не предусматривают указание в составе заявки торговой марки поставляемого товара, Заказчик в данной части нарушил положения ч.1 ст.64 Закона.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик установил требование к различному описанию в заявке показателей товара, выделенных в Техническом задании курсивным шрифтом:
- участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении 1 к разделу 4 документации об аукционе. Такие показатели отмечены в Приложении 1 к разделу 4 курсивным шрифтом.
- если установлены требования к показателям на рисунках или чертежах, то требования к курсивному шрифту не применяется и указываются все установленные показатели, в т.ч. описывающие конструкцию товара;
- участник может указать в заявке информацию, указанную не курсивным шрифтом. В таком случае, указанная не курсивным шрифтом информация в заявке не должна противоречить показателям, установленным курсивным шрифтом и подлежащим к указанию в первой части заявки.
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
В различных редакциях документации об аукционе одни и те же требования Заказчика выполнены различным шрифтом.
Так, в Техническом задании (редакция от 28.03.2018) требования к химическому составу товара "полимерно-минеральная композиция" выполнены курсивном шрифтом и подлежат обязательному включению в состав заявки:
Однако, в Техническом задании (редакция от 11.04.2018) эти же требования данному товару выполнены обычным шрифтом и не подлежат обязательному включению в состав заявки:
На рисунках в Техническом задании Заказчик часть показателей указывает курсивным шрифтом, часть - обычным, например:
При этом, Закон не наделяет Заказчиков полномочиями устанавливать требования к типу шрифта. Применительно к чертежам (на которые ссылается Заказчик) требования к типу шрифта установлены "ГОСТ 2.304-81. Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 N 1562). Данный ГОСТ не содержит указание на возможность использования в чертежах курсивного шрифта, указаны типы шрифта: с наклоном, без наклона.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Инструкции Заказчик установил:
- участник должен учитывать, что отдельные показатели товара установлены с учетом требований, предусмотренными техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (действующих на территории Российской Федерации ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО) либо по техническим условиям и иным документам производителей товаров. В случае, если установлено требование к товару о соответствии документам в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, товар должен соответствовать действующим документам. Покрытия должны соответствовать требованиям, правилам, нормам и методам защиты изделий, конструкций и материалов от коррозии, старения и биоповреждений на всех стадиях жизненного цикла изделий и конструкций Единой системы защиты от коррозии и старения (ГОСТ 9.101-2002). Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии - отдельные товары предусмотрены при выполнении работ, и определены исходя из потребности Заказчика и проектными решениями, прошедшими государственную экспертизу;
- установленные по ним показатели в полном объеме, либо частично, документами национальной системы стандартизации не предусмотрены, либо на данные товары отсутствуют документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации либо предусмотрены товары по техническим условиям и иной технической документации производителя.
В Техническом задании Заказчик по части товаров требует их соответствие ГОСТ, по части товаров не требует, однако ГОСТ на данные товары имеются. Например, товары, по которым не установлено требование об их соответствии ГОСТ: битум нефтяной изоляционный; битумы нефтяные строительные; битум нефтяной дорожный БНД 90/130; грунтовка ГФ-021; асфальтобетонная смесь; труба ПЭ100; люки легкие.
Однако по указанным товарам имеются действующие государственные стандарты:
- битум нефтяной изоляционный (стр.2 Технического задания) - ГОСТ 9812-74;
- битумы нефтяные строительные (стр.3 ТЗ) - ГОСТ 6612-76;
- битум нефтяной дорожный БНД 90/130 (стр.5 ТЗ) - ГОСТ 22245-90;
- грунтовка ГФ-021 (стр.9 ТЗ) - ГОСТ25129-82;
- асфальтобетонная смесь (стр. 16 ТЗ) - ГОСТ 9128-2013;
- труба ПЭ100 (стр.17-18, стр. 36, 45 ТЗ) - ГОСТ18599-2001;
- люки легкие (стр. 31 ТЗ) - ГОСТ3634-99.
На основании каких сведений о товаре предлагать конкретный показатель (ГОСТ, ТУ, иные сведения о товаре) в Инструкции не указано.
Если Заказчик по данным позициям установил требования исходя из ГОСТ, то для устранения неопределенности необходимо сопровождать названные позиции указанием о соответствии товара стандартам. Если установлены требования, отличные от стандартных, для четкого понимания участников нужно указать в соответствующих позициях, что применены именно нестандартные требования и дать обоснование применения нестандартных требований с учетом положений Закона.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе описанные выше требования к товарам и излагая положения Инструкции противоречиво и неоднозначно, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил требования к значениям показателей, которые могут быть установлены участником только по результатам испытаний имеющегося в наличии товара.
Объектом настоящего аукциона является реконструкция комплекса канализационных сетей Заказчика. Формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил требование об указании в заявках конкретных показателей поставляемых товаров.
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указание конкретных значений показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона.
Так, например, согласно Техническому заданию Заказчику к поставке/использованию, необходима "грунтовка ГФ-021".
По данному товару Заказчик установил требования, в том числе:
степень перетира, мкм, не более 40. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее 0,35. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее 50. Время высыхания до степени 3, не более: при (1055)°C, 35 мин, при (20
2)°C 24 ч.
Согласно п.1.4 "ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.02.1982 N 526) указанные показатели определяют по результатам испытаний.
В силу п.3.1 ГОСТ 25129-82 правила приемки - по ГОСТ 9980.1-86
Данные показатели можно определить только по результатам испытаний партии товара. Например, степень перетира определяют по "ГОСТ 31973-2013. Межгосударственный стандарт. Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира" (введен в действие Приказом Росстандарта от 14.08.2013 N 485-ст).
Как видно из п.4 ГОСТ 31973-2013 для проведения испытаний необходимо использовать прибор, состоящий из измерительной плиты, выполненной из закаленной стали (на верхней ровной и гладкой поверхности измерительной плиты должны быть один или два паза, параллельные длинной стороне измерительной плиты, длиной приблизительно 140 мм и шириной 12,5 мм. Глубина каждого паза должна равномерно уменьшаться от 25, 50, 100 или 150 мкм с одного конца до нуля на другом конце. Шкала прибора должна быть отградуирована в соответствии с глубиной паза), скребка (из одного или двух стальных заостренных лезвий приблизительными размерами: длиной 90 мм, шириной 40 мм и толщиной 6 мм, лезвие(я) по длинной стороне должно(ы) быть прямым(и) с радиусом закругления приблизительно 0,25 мм).
Степень перетира является относительной величиной, применяемой в ходе контроля качества на предприятии-изготовителе и в документах о качестве на данный товар данная величина не указывается. Проведенные испытания не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
В Техническом задании Заказчик установил требование о соответствии всех предлагаемых товаров действующим государственным стандартам. Сами ГОСТ по разделам четко определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки. Заказчиком к товару также установлено требование о его соответствии ГОСТ, значения показателей данного товара не могут отличаться и выходить за пределы, установленные этим государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию в составе заявки является избыточным требованием, что также нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. ГОСТ содержит однозначно определенные значения величин для всех существенных характеристик товара.
Аналогичные требования установлены Заказчиком при описании таких товаров, как например: полимерно-минеральная композиция, горячекатанная арматурная сталь, раствор, труба.
В материалах дела отсутствуют доказательства объективной необходимости Заказчика в описании участниками торгов сведений о данных товарах, получаемых в результате испытаний. По делу не имеется обоснования того, чем именно наличие в составе заявок сведений об указанных товарах способствует эффективности осуществления закупки.
Довод Заказчика об отсутствии необходимости указывать в составе заявки показатели, получаемые по результатам испытаний, поскольку они не указаны курсивным шрифтом, опровергается положениями Инструкции, в которых установлены противоречивые требования к показателям товаров, указанных курсивным шрифтом, а также положениями Технического задания, в различных редакциях которого описание одних и тех же показателей, устанавливаемых по результатам испытаний (например по товару "полимерно-минеральная композиция") выполнено как курсивным, так и обычным шрифтом.
Результаты испытаний не являются показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона, так как не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, что свидетельствует о нарушении статьи 33 Закона.
Соответственно, Заказчик, устанавливая требования об указании в составе первой части заявки многочисленных, подробных сведений о свойствах названных товаров, действовал не в соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона, что является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
Установление Заказчиком требований к наличию в первой части аукционной заявки сведений, не представляющих собой показатели товара, существенно усложняет процесс заполнения заявки на участие в аукционе. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 20.04.2017 года по делу NА53-19097/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2018 года по делу NА56-55064/2015, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2018 года по делу N А17-7435/2015.
Действия Заказчика по созданию дополнительных сложностей при подготовке заявки для участников закупки противоречат основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции, изложенным в Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в том числе обеспечению равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; обеспечению прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Аналогичные нарушения ч.1 ст. 64 Закона при формировании Заказчиком Технического задания ранее уже были установлены в ходе проведения внеплановой проверки данной закупки при рассмотрении жалоб ООО "РСРГ", ООО "ПСК "Развитие", ООО "СпецУниверсал" на действия Заказчика, что отражено в решении Комиссии Ростовского УФАС России по делу NN183/03, 222/03, 223/03 от 15.02.2018 года. Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона. Однако в новой редакции документации Техническое задание усложнено путем увеличения его объема с 45 до 63 листов и в Инструкцию включены описанные выше положения, препятствующие участникам в подготовке заявок.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования Заказчика к описанию в заявке товаров с товарными знаками носят противоречивый и взаимоисключающий характер.
В Инструкции Заказчик установил, в том числе, следующее:
- документация может содержать указание на товарные знаки, все указания следует читать с учетом сопровождения словами "или эквивалент";
- если документация содержит указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, участник закупки не рассматривает и не учитывает эти указания.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Инструкция содержит указанные формулировки, позволяя участнику предложить эквивалент товару, предусмотренному документацией. Заявитель не указал, какие именно товары не позволяют описать в заявке положения Инструкции, применительно к указанию товарных знаков. Каких-либо доказательств в обоснование довода Заявителем не представлено. Жалобу в данной части следует признать необоснованной.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 апреля 2018 г. N 661/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018