Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Реликт" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11555/18 от 04.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ реставрации Митрополичьего сада, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Александро-Невская лавра" (Санкт-Петербург, наб. р. Монастырки, 1) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.03.2018 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200231718000086. Начальная (максимальная) цена контракта 21 344 200,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 27.04.2018 NПРО1, Заявителю по показателю критерия оценки "Качество работ" не присвоен максимальный балл в связи со следующим:
"Участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки".
В ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям представителя Заказчика и представленным документам установлено, что надлежащим образом не представлено описание входного контроля материалов и оборудования с учетом индивидуальных особенностей объекта, входного контроля проектной документации, внутреннего приемочного контроля, внутреннего инспекционного контроля с учетом индивидуальных особенностей для мероприятия.
По показателю критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" Заявителю не присвоен максимальный балл в связи со следующим:
"Участником конкурса представлены предложения по одному любому мероприятию по повышению безопасности, указанному в предмете оценки".
В ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям представителя Заказчика и представленным документам установлено, что надлежащим образом не представлено описание мероприятий по повышению безопасности работ, с учетом индивидуальных особенностей объекта, мероприятий по повышению безопасности при эксплуатации конкретных видов производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента, мероприятий по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов с учетом индивидуальных особенностей мероприятия.
По показателю критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" Заявителю не присвоен максимальный балл в связи со следующим:
"Участником конкурса представлены не соответствующие требованиям конкурсной документации предложения по одному и более любым мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки".
В ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям представителя Заказчика и представленным документам установлено, что надлежащим образом не представлено описание мероприятий по улучшению условий охраны труда работников, привлекаемых к выполнению работ, улучшения организации системы управления охраной труда с учетом индивидуальных особенностей объекта.
По показателю критерия оценки "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности проекта производства работ, являющихся предметом конкурса" Заявителю не присвоен максимальный балл в связи со следующим:
"Участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки".
В ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям представителя Заказчика и представленным документам установлено, что надлежащим образом не представлено описание улучшений медико-профилактического обслуживания работников с учетом индивидуальных особенностей.
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по не стоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки:
"Под мероприятиями по улучшению контроля качества за выполняемыми работами на объекте, являющимся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, мероприятий по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, направленных на улучшение качества работ, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации, включающих следующие мероприятия: 1) по проведению участником конкурса входного контроля применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - входной контроль материалов и оборудования); 2) по проведению участником конкурса входного контроля проектной и сметной документации (далее - входной контроль проектной документации); 3) по проведению участником конкурса операционного контроля выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения указанных работ (далее - операционный контроль); 4) по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - приемочный контроль); 5) по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - инспекционный контроль); 6) по проведению контроля соответствия складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сферах технического регулирования и охраны труда, а также техники безопасности (далее - предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами).
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль или сведений о строительной лаборатории, осуществляющей входной контроль, порядка документирования результатов входного контроля, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов или брака строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации должны быть описаны с указанием перечня документов, подлежащих входному контролю проектной документации, функций такого контроля, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль проектной документации, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов проектной и (или) сметной документации.
Мероприятия по проведению участником конкурса операционного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, конкретных мероприятий операционного контроля, включающих описание основных этапов выполнения работ, применяемых основных методов контроля, контрольно-измерительного инструмента, при помощи которого проводят операционный контроль, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего операционный контроль.
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний приемочный контроль.
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний инспекционный контроль, и графика (сроков) проведения такого контроля.
Мероприятия по проведению контроля соответствия складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сферах технического регулирования и охраны труда, а также техники безопасности должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка осуществления такого контроля, порядка устранения нарушений условий складирования и хранения применяемых при строительстве материалов, изделий, конструкций и оборудования, персонала участника конкурса, осуществляющего такой контроль (по должностям).
Предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должны подтверждаться представленными в составе заявки копиями следующих действующих документов участника конкурса по улучшению контроля качества за выполняемыми работами: копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля материалов и оборудования (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля проектной документации (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации); копия действующего сертификата участника конкурса системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 и/или копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения операционного и внутреннего приемочного контроля (в отношении мероприятий по проведению участником конкурса операционного и внутреннего приемочного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения внутреннего инспекционного контроля (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения контроля за соответствием складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сферах технического регулирования и охраны труда, а также техники безопасности (в отношении мероприятия по проведению контроля за соответствием складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сферах технического регулирования и охраны труда, а также техники безопасности). В случае если указанные положения (порядки) участника конкурса утверждены локальными правовыми актами участника конкурса, то в составе заявки должны быть также представлены копии, соответствующих локальных правовых актов. Копии вышеуказанных документов участника конкурса по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами далее для целей предмета оценки именуются "копии документов по улучшению контроля качества".
Сведения, содержащиеся в предложениях по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, и сведения, содержащиеся в документах по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, должны совпадать.
Участник конкурса вправе представить предложения по проведению одного или более мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами или не представлять предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами. Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами считается представленным участником конкурса только в том случае, если участником конкурса представлена в составе заявки копия соответствующего предусмотренного конкурсной документацией действующего соответствующего требованиям конкурсной документации документа участника конкурса по улучшению контроля качества. Каждое предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должно содержать все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга и требованиям конкурсной документации.
Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, которое не содержит все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, и (или) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и (или) законодательства Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации, и (или) не учитывающее индивидуальные особенности объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренные конкурсной документацией, и (или) не соответствующее копиям документов участника конкурса по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, не засчитывается как предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами.
Под индивидуальными особенностями объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренными конкурсной документацией, для целей предмета оценки по показателю понимаются предусмотренные конкурсной документацией объект культурного наследия (для всех мероприятий), строительные материалы, используемые при выполнении работ, предусмотренные техническим заданием конкурсной документации (для мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования), конкретный перечень документов проектной и сметной документации, предусмотренных конкурсной документацией (для мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации), виды работ, предусмотренные таблицей N 3 части 2 конкурсной документации (для мероприятия по проведению участником конкурса операционного контроля), виды работ, предусмотренные таблицей N 3 части 2 конкурсной документации (для мероприятий по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля и внутреннего инспекционного контроля), строительные материалы, используемые при выполнении работ, предусмотренные техническим заданием конкурсной документации (для мероприятия по проведению контроля за соответствием складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сферах технического регулирования и охраны труда, а также техники безопасности), наличие которых участнику конкурса следует учитывать при подготовке предложений по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами".
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации заявкам участников конкурса присваивается максимальный балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений, в т.ч. полноты учета требований, их детализации и содержательной проработанности предложения, описывающую концепцию оказания услуг, включающую свое предложение о качестве оказания услуг, в которой излагается свое видение выполнения требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дающую развернутое, детальное предложение о способах решения поставленных задач, указанных в Техническом задании.
Вместе с тем, в конкурсной документация однозначно не указано, насколько стоит детализировать в заявке описание организационно-технических предложений, что считать улучшенным предложением, каким образом сравниваются два улучшенных предложения и т.д. Так же, детализированное и проработанное описание требований Технического задания не свидетельствует о большем профессионализме участника в сфере выполнения работ / оказания услуг по предмету закупки, подтверждая только определенный уровень профессионализма в порядке подготовки своего предложения в составе заявки. В том числе, качественные предложения, представляемые участниками закупки в подтверждение соответствия данного показателя критерия не являются частью Технического задания заключаемого контракта, следовательно не обязательны к реализации при его исполнении.
Так же, детализированное и проработанное описание требований Технического задания не свидетельствует о большем профессионализме участника в сфере выполнения работ / оказания услуг по предмету закупки, подтверждая только определенный уровень профессионализма в порядке подготовки своего предложения в составе заявки.
Кроме того, разные организационно-технические предложения, могут быть оценены разными соответствующими специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок.
На основании изложенного Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реликт" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе Заказчику, его конкурсной комиссии не выдавать в связи с тем, что на дату заседания Комиссии УФАС контракт заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 мая 2018 г. N 44-2434/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018