Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя(вх. N 11552-ЭП/18 от 04.05.2018)на действияЗаказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200237518000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 913 203, 48 рублей.
В жалобе ООО "СтройМастер" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки, а также установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, информацией размещенной в ЕИС, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из системного толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системы предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке.
1. Так, в отношении товарной позиции N8 "Тройник" Заказчиком установлены требования: "Диаметр внешний проходной должен быть 100 мм. Материал тройника должен быть непластифицированный поливинилхлорид или полиэтилен".
Вместе с тем, ГОСТ 32412-2013 "Трубы и фасонные части из непластифицированного поливинилхлорида для систем внутренней канализации. Технические условия" и ГОСТ 22689-2014 "Трубы и фасонные части из полиэтилена для систем внутренней канализации. Технические условия" не содержат понятия "Диаметр внешний проходной", что свидетельствует о том, что Заказчиком при описании данного товара использована терминология, не предусмотренная действующими ГОСТ, что противоречит требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания ГОСТ 32412-2013 "Трубы и фасонные части из непластифицированного поливинилхлорида для систем внутренней канализации. Технические условия" следует, что указанный технический регламент не предусматривает возможности производства труб из непластифицированного поливинилхлорида с диаметром 100 мм, что свидетельствует об установлении Заказчиком требований к значениям показателей товара, не предусмотренных действующими техническими нормами, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В отношении товарной позиции N26 "Краски водно-дисперсионные", Заказчиком установлены требования: "Краска должна быть марки:любой, кроме ВД- АК-111р и ВД-КЧ-577. Цвет должен быть по каталогу RALили каталогу производителя, по согласованию с заказчиком для каждого помещения".
Вместе с тем, указанные требования не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку Заказчиком не установлено требование к цвету краски для каждого конкретного помещения, что препятствует формированию своего предложения участником закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик нарушил ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В отношении товарной позиции N36 "Олифа" Заказчиком установлено требование: "Кислотное число должно быть не более 12 мг КОН".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия", единицей измерения кислотности является мг КОН/г.
Таким образом, при описании указанной товарной позиции Заказчиком использована единица измерения, не предусмотренная законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 части III"Техническое задание" документации об аукционе (Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки).
В частности, Заказчиком установлено:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: - согласие участника закупки выполнить работы (услуги) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При предоставлении участником аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений (конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ) под показателями товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом электронного аукциона (далее также - товар), понимаются количественные характеристики (длина, ширина, площадь, масса и др.), характеристики качества, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара, используемого привыполнении работ, которые являются предметом электронного аукциона, установленные в разделе "Техническое задание" настоящей документации.
При этом в разделе "Техническое задание" установлены значения показателей товара, которые не могут (не должны) изменяться, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей товара. Кроме того, при составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, перечень которых приведен в разделе "Техническое задание".
При описании товаров участники аукциона в первой части заявки на участие в открытом аукционе предоставляют сведения о значениях показателей товара, которые не могут (не должны) изменяться, и конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, установленные (определенные) в Приложении N2 к Техническому заданию "Требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ" (далее - Требования).
В случае установления (определения) Требованиях соответствующего минимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов: минимум, не менее, не ниже, не хуже, не уже, , и т.п., указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного в Техническом задании минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов и символов "минимум", "не менее", "не ниже", "не хуже", "не уже", "
", "не <", и т.п., указанных в настоящей Инструкции). Требование "не хуже" следует трактовать в общепринятом смысле, то есть не математически, а в сторону улучшения потребительских свойств товара (например, при требовании "не хуже 2 сорта" следует указать такой же или более лучший сорт).
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего максимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов: максимум, не более, не выше, не шире, , и т.п., указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не превышающее установленного в Требованиях максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно максимальности его значения (слов и символов "максимум", "не более", "не выше", "не шире", "
", "не >", и т.п., указанных в настоящей Инструкции).
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего минимального значения показателя товара, ("выше", "более", и т.п., указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара превышающее значение, установленного в Требованиях значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов и символов "выше", "более", ">" и т.п., указанных в настоящей Инструкции).
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего максимального значения показателя товара ("менее", "ниже", и т.п., указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньше значения, установленного в Требованиях значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях, не содержащее указания на сведения относительно максимальности его значения (слов и символов "менее", "ниже", "<" и т.п., указанных в настоящей Инструкции).
- В случае установления (определения) в Требованиях и минимального и максимального значений конкретного числового показателя товара (с использованием слов и (или) символов: минимум - максимум; не менее - не более; более - менее; более, и (но) менее; ,
; >
,<
и т.п. указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее (или большее, в случае, если граничное значение не входит в число требуемых значений) минимального значения и не превышающее (или меньшее, в случае, если граничное значение не входит вчисло требуемых значений) максимального значения значений указанного показателя товара, установленных в Требованиях относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов "минимум - максимум", "не менее - не более", "
,
", "<
, >
" и т.п., указанных в настоящей Инструкции).
- В случае установления (определения) в Требованиях диапазона или интервала значений показателя товара с использованием слов: "диапазон", "интервал" с установлением значений их "нижней границы (предела)" и "верхней границы (предела)" с использованием для установления каждой границы (предела) слов и (или) символов: "минимум - максимум", "не менее - не более", "более - менее", "(не) менее и (не) более", "(от) - до", "N1 (min) ...N2 (max)", "N1 (min) - N2 (max)", " N" (где N - конкретное числовое значение) и т.п., указанных в настоящей Инструкции признаков минимальности и (или) максимальности значения, участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено интервальное значение (значение в виде диапазона) показателя с указанием значений и нижней и верхней границы (предела). Данное требование обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальное количественное (числовое) значение соответствующего показателя Способ указания диапазона допускается любой без указания признаков минимальности и максимальности границ (пределов). При установке требований только к верхней или нижней границе диапазона, участник может указать только ту границу диапазона, к которой установлено требование. При установке требований к диапазону с помощью знака "
" Заказчик отдельно не идентифицирует "нижнюю границу (предел)" и "верхнюю границу (предел)".
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться, то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями документации об аукционе (в том числе в Требованиях), и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником закупки в первой части заявки на участие в открытом аукционе должнобыть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в Требованиях относительно указанного показателя товара (в случае установления значения такого показателя в количественном (числовом) выражении), а также указания на сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия) значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться (слово "соответствует" вместо слов "должно (должен, должны) соответствовать", слов "не будет, не имеется" вместо слов "не должно" ("не должно быть") и т.п., указанных в настоящей Инструкции). Данное требование относится, в том числе, к значениям показателей (характеристик), перечисленных через запятую или точку с запятой.
- В случае если в Требованиях указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (свойства) товара, которые сопровождаются союзом "или", знаками "\" и ";" (за исключением случаев, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак ":") участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала). Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствуют потребностям заказчика. Показатели (характеристики), не предлагаемые участником (которые относятся к другим альтернативным значениям), в заявке не указываются. Также альтернативные требования могут быть установлены с помощью фразы "может(-гут) быть", это означает, что Заказчик допускает возможность обладания товара дополнительными характеристиками в рамках, описанных Заказчиком, однако это не обязывает участников предоставлять товар, обязательно обладающий этими дополнительными характеристиками, в таком случае участник имеет право не указывать данные характеристики.
- В случае установления (определения) в Требованиях требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения. Иные знаки препинания и обозначения, не указанные в примерах настоящей Инструкции, не имеют особенной трактовки, отличающейся от общепринятой, согласно их назначению в грамматике русского языка.
Таким образом, анализ вышеприведенной части инструкции по заполнению заявок содержит ряд неопределенных требований, выраженных словосочетанием "и тому подобным", что не позволяет однозначно трактовать положения документации и не способствует правильному заполнению заявок участниками закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах вышеуказанные доводы Заявителя Комиссия УФАС находит обоснованными.
5. При этом в остальной части жалобы Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
В частности, в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком порядка описания товарных позиций N 22, 30, 46, 47,48,56, 63,18, 15. Также Заявителем не представлено доказательств несоответствия перечня товарных позиций, указанных в Приложении 2 к Техническому заданию документации, перечню товаров, указанному в ресурсной смете.
6. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройМастер"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБДОУ детский сад N 61 Калининского района
Санкт-Петербурга
Черкасова ул., д. 23/2, лит. А,
Санкт-Петербург, 195299
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
ООО "СтройМастер"
ул. Новороссийская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н,
Санкт-Петербург, 194156
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2446/18
14.05.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу
N 44-2446/18о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБДОУ детский сад N 61 Калининского района
Санкт-Петербургаи его аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200237518000017;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200237518000017 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200237518000017 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25.06.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 мая 2018 г. N 44-2446/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018