Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Ресурс" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11434/18 от 03.05.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей (семейные), детей из неполных семей и многодетных семей, детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, детей из малообеспеченных семей Приморского района Санкт-Петербурга на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период летней оздоровительной кампании 2018 года (извещение номер 0172200004918000054) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004918000054. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 285 925,00 рублей.
В жалобе ООО "Ресурс" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлена информация о заключении государственного контракта с победителем электронного аукциона ООО "АСИ-тур".
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Результаты рассмотрения заявок отражены в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 26.04.2018 NПРО1.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки:
"
N п/п |
Показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Количество присуждаемых баллов |
Значимость показателя, % /коэффициент значимости показателя |
Значение, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Наличие заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (Информация представляются в виде сведений по установленной форме (Таблица 1 "Соответствие Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" Приложения N 3 к специальной части), а также копиями подтверждающих документов).*: |
100 |
20% / 0,20 |
20 |
1.1. Наличие заключения (справки) территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления нормам и требованиям за текущий или предыдущий год |
50 |
10 |
||
1.2. Наличие заключения (мнения, выраженного информационным письмом, либо акта обследования, либо акта проверки соблюдения требованиям пожарной безопасности с копией предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности) территориального управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о соответствии организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления нормам и требованиям пожарной безопасности за текущий или предыдущий год |
50 |
10 |
||
1.3. Отсутствие заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора или пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности |
0 |
0 |
||
2 |
Наличие материально-технических ресурсов, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления (Информация представляются в виде сведений по установленной форме (Таблица 2 "Наличие материально-технических ресурсов, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления" Приложения N 3 к специальной части), а также копиями подтверждающих документов (правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и земельный участок организации отдыха (свидетельства о праве собственности, праве оперативного управления, праве хозяйственного ведения, договора аренды и др.)).*: |
100 |
20% / 0,20 |
20 |
2.1. Наличие 7 и более из следующих видов (показателей) материально-технических ресурсов на территории оздоровительного учреждения: 2.1.1. наличие спальных корпусов; 2.1.2. наличие здания столовой; 2.1.3. наличие здания медицинского корпуса; 2.1.4. наличие футбольной площадки; 2.1.5. наличие клуба с киноконцертным залом или актовым залом; 2.1.6. наличие танцевального зала; 2.1.7. наличие кружковых помещений; 2.1.8. наличие библиотеки; 2.1.9. наличие крытого или открытого бассейна. |
100 |
20 |
||
2.2. Наличие 6 из 9 видов (показателей) инфраструктуры из пункта 2.1. |
60 |
12 |
||
2.3. Наличие 5 из 9 видов (показателей) инфраструктуры из пункта 2.1. |
40 |
8 |
||
2.4. Наличие 4 и менее видов (показателей) инфраструктуры из пункта 2.1. |
0 |
0 |
||
3 |
Степень комфортности расположения санитарных объектов общего пользования в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления (Информация представляются в виде сведений по установленной форме (Таблица 3 "Степень комфортности проживания и расположения санитарных объектов общего пользования в организации отдыха" Приложения N 3 к специальной части).*: |
100 |
20% / 0,20 |
20 |
3.1. Расположение санитарных объектов общего пользования (санузел и душевая) в комнате |
100 |
20 |
||
3.2. Расположение санитарных объектов общего пользования (санузел и душевая) на блок |
60 |
12 |
||
3.3. Расположение санитарных объектов общего пользования (санузел и душевая) на этаже |
40 |
8 |
||
4 |
Степень комфортности проживания в комнате (Информация представляются в виде сведений по установленной форме (Таблица 3 "Степень комфортности проживания и расположения санитарных объектов общего пользования в организации отдыха"Приложения N 3 к специальной части).*: |
100 |
20% / 0,20 |
20 |
4.1. Размещение 2-4 местные спальные помещения. |
100 |
20 |
||
4.2. Размещение 4-6 местные спальные помещения. |
0 |
0 |
||
5 |
Обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Информация представляются в виде сведений по установленной форме (Таблица 4 "Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Приложения N 3 к специальной части), а также копиями подтверждающих документов (договор на охрану, акт проверки КТС, акт проверки работоспособности системы видеонаблюдения, договор на обслуживание системы КТС, договор на обслуживание системы видеонаблюдения и др.)).*: |
100 |
20% / 0,20 |
20 |
5.1. Наличие 5 из следующих видов (показателей) обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности на территории оздоровительного учреждения: 5.1.1. Наличие круглосуточной охраны на территории организации отдыха, включая соблюдение пропускного режима, внутреннего распорядка, охраны имущества и общественного порядка на территории организации отдыха 5.1.2. Наличие кнопки тревожной сигнализации 5.1.3. Наличие системы видеонаблюдения 5.1.4. Наличие сплошного (без повреждений) ограждения по периметру территории организации отдыха 5.1.5. Наличие на территории организации отдыха искусственного освещения в темное время суток |
100 |
20 |
||
5.2. Наличие 4 из 5 видов (показателей) инфраструктуры из пункта 5.1. |
60 |
12 |
||
5.3. Наличие 3 и менее видов (показателей) инфраструктуры из пункта 5.1. |
0 |
0 |
".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что в предложении участника содержится информация "Санузел и душевая на блок. Санузел и душевая на этаже".
Согласно конкурсной документации оценивается предложение участника конкурса в части наличия той или иной информации в примерном распорядке дня, однако конкурсная комиссия Заказчика не учла вышеуказанные разделы в составе конкурсной заявки Заявителя.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика неверно применен установленный конкурсной документацией порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с положениями конкурсной документации "для подтверждения сведений участник закупки прикладывает копии трудовых книжек работников или трудовых договоров, заключенных с работниками, дипломов об образовании по каждому работнику, подтверждающих наличие у участника закупки квалифицированного персонала, копия штатного расписания".
Установлено, что участником закупки необходимые для оценки документы не представлены, следовательно, конкурсная комиссия не имела оснований для начисления баллов по данному показателю в отношении заявки Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс" обоснованной в части нарушения порядка оценки в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действия конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с заключением государственного контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 мая 2018 г. N 44-2510/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018