Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ГБУ СШОР N 1 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): представитель не явился;
ООО "РСК "Эксперт" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11922-ЭП/18 от 10.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании ГБУ СШОР N 1 Калининского района Санкт-Петербурга по адресу: Гражданский пр., д. 7, к. 1, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004318000051. Начальная (максимальная) цена контракта 14 500 060,04 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в пп. 3.1.3 к Части I Части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что она содержит десять типов показателей, седьмой и восьмой типы показателей содержат самостоятельные подтипы данных показателей:
"_Тип 6: показатель, для которого установлено минимальное значение показателя, требование к которому включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое не менее установленного в документации.
Тип 7: показатель, для которого установлено конкретное значение показателя, при этом Заказчик установил требования к конкретному значению показателя, которые представляют собой диапазон требований в виде требования к минимальному значению конкретного показателя и требования к максимальному значению конкретного показателя. В зависимости от того, к какому подтипу типа 7 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 7 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю
Тип 7 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю
Тип 7 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю
Тип 7 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю
Тип 8: показатель, для которого установлено минимальное и максимальное значение показателя, требование к которому включает в себя требования к минимальному и требования к максимальному значению показателя (требование к диапазону значений показателя). В зависимости от того, к какому подтипу типа 8 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 8 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8 подтип 5: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8 подтип 6: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 9: показатель, значение которого не может изменяться. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан предоставить значение показателя, установленное в документации. Применение заказчиком союза "и" и знака "," означает, что ему требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара. Форму представления конкретных показателей по данным товарам Участник выбирает самостоятельно, это может быть вынесение каждой разновидности товара в отдельную табличку, либо указание характеристик товара с пометками, к какой из разновидностей товара этот конкретный показатель относится либо иным другим способом, исключающим двоякое толкование представленных показателей товара_".
Инструкция по заполнению заявки содержит указание на то, какой показатель товара к какому типу относится, в аукционной документации указанное соотношение представлено следующим образом: "Показатель 2 (по типу характеристики: Технические и качественные характеристики: Предельные отклонения, внешний вид, дефекты ) товара номер 1 группы 9 согласно списка товаров должен соответствовать типу: 9" и т.д.
Следовательно, инструкция по заполнению первой части заявки содержит условия заполнения показателей позиций товаров не по порядку (например позиция 1, позиция 2), а хаотично, кроме того требования к значениям показателей (характеристикам) товара, предлагаемого для выполнения работ, содержаться в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к техническому заданию и составляют 1638 страниц.
То есть, документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с типами и подтипами указанными в инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые также содержаться в аукционной документации.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара;
- указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- наименование страны происхождения товара.
Таким образом, участнику закупки помимо конкретных показателей товаров, которые должны быть представлены в соответствии с инструкцией по заполнению заявки необходимо представить остальные сведения (например, сведения о стране происхождения товара, сведения о товарном знаке), предусмотренные пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, которые создают дополнительные барьеры для участия в закупки, а с учётом требований инструкции по заполнению первой части заявок участники закупки лишаются возможности составить надлежащие предложение и направить заявку на участие в аукционе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании документации об аукционе, её отдельных разделов, таким образом, который приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС установила, что проектная документация опубликована в формате, который не позволяет осуществить копирование произвольного фрагмента текста или полного текста показателя товара без искажения его визуального и буквального восприятия в связи со смешением наименования показателя и его значения.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 4 ч. 4 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК-Эксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей по делу 44-2525/18.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2018 г. N 44-2524/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018