Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБОУ СОШ N 247 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) и ООО "Центр Технической Безопасности" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11911-ЭП/18 от 10.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на ремонт помещений 1-го этажа в здании Заказчика (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200004918000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 835 095,00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на формирование начальной (максимальной) цены контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно Части II (пункт 1.4. части I) документации о закупке Заказчиком установлено: "Начальная (максимальная) цена контракта определена
в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона проектно-сметным методом. Сметная документация заказчика рассчитана на основе сборников территориальных единичных расценок Санкт-Петербурга ТЕР-2001, ТЕРр-2001 входящих в территориальную сметно-нормативную базу ТСНБ "ГОСЭТАЛОН 2012", а также "Территориального сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве" (ТССЦ-2001), издаваемого СПб ГБУ "Центр мониторинга и экспертизы цен".
Пересчет сметной стоимости в текущий уровень цен осуществлен в соответствии с индексами, утвержденными распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 01.02.2016 N 10-р , на дату разработки сметной документации (февраль 2018 года) и является приложением к техническому заданию документации об аукционе.
Стоимость материальных ресурсов, не вошедших в состав ТССЦ, в текущем уровне цен определяется на основании исходных данных (прайс-листов) организаций-производителей или поставщиков материальных ресурсов.
Накладные расходы и сметная прибыль начисляются от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) и Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) к каждой единичной расценке с учетом письма Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС и письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 N АП-5536/06.
Общая стоимость работ определена с учетом налога на добавленную стоимость в размере 18%.
3. В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), а так же если выполнение работ по контракту осуществляется в строгом соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта, расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.".
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в аукционной документации, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС не рассматривается.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе указать в документации о закупке товарные знаки, при этом обязательным является сопровождение их словами "или эквивалент" (кроме случаев, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. 8 п. 3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Все содержащиеся в техническом задании товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент" (аналог). Подрядчик может использовать по письменному согласованию с заказчиком аналогичные материалы, которые соответствуют или превосходят по своим характеристикам материалы, указанные в сметной документации. Эквивалентность (аналогичность) материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с требованиями и показателями, изложенными в соответствующем разделе сметной документации.".
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки вправе предложить эквивалентный товар в случае, если Заказчиком указаны товарные знаки с использованием слов "или эквивалент". При этом в первой части заявки участник закупки вправе предложить товар с иным товарным знаком, либо без товарного знака в случае если на предлагаемый в заявке товар не зарегистрирован в установленном законодательством порядке товарный знак.
Установленное Заказчиком в пп. 8 п. 3 раздела 2 Части III документации о закупке требование о согласовании эквивалентного товара свидетельствует о том, что согласно данному положению документации Заказчик вправе отказать подрядчику в использовании при выполнении работ товара с указанным в первой части заявки товарным знаком, несоответствующим товарному знаку, установленному в документации. Следовательно, в соответствии с пп. 8 п. 3 раздела 2 Части III документации о закупке участник закупки в первой части заявки обязан указать товарный знак, установленный в документации о закупке, так как товар с иным товарным знаком Заказчиком вправе не согласовать.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления положения документации о закупке, которое обязывает участника закупки указать товарный знак, содержащийся в документации.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление положения документации о закупке, согласно которому в случае если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, в отношении цены контракта Заказчиком осуществляется перерасчет.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно Части II (пункт 1.4 части I) документации о закупке Заказчиком установлено: "В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), а так же если выполнение работ по контракту осуществляется в строгом соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта, расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.".
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.
Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя закупки, не являющегося плательщиком такого налога. Следовательно, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
В соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, в том числе налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Исходя из норм налогового законодательства Российской Федерации, следует, что вне зависимости от применения системы налогообложения к участнику закупки контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ (услуг) должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.
Согласно п. ж) ч. 2 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в графе 7 счета-фактуры - налоговая ставка по операциям, указанным в п. 5 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, вносится запись "без НДС".
В соответствии с п. 5 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
На основании изложенного, установленный Заказчиком в Части II документации о закупке порядок определения цены контракта, в случае если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, не позволяет заключить контракт в соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требования о выполнении работ в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", так как сферой регулирования данного закона являются правоотношения, возникающие между потребителем (гражданином), приобретающем или использующем товары, работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пп. 5.1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Также качество выполняемых работ должно соответствовать статье 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 г.".
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано: "Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;".
Государственный контракт заключается от имени Заказчика, являющегося юридическим лицом.
Следовательно, нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не распространяет свое действие на правоотношения, возникающие между Заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр Технической Безопасности" частично обоснованной в части доводов об установлении нестандартных требований к выполнению работ; об установлении положений технического задания не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2018 г. N 44-2520/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018