Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика- Батмановой Н.Н. (доверенность N 1151 от 07.05.2018 г.),
от ООО "Фармацевт"- представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Фармацевт" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представители заказчика пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1.В соответствии с извещением о закупке N 0321300009218000118, размещенном на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru, ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска предметом закупки является поставка прочих растворов.
Как следует из документации об электронном аукционе на поставку прочих растворов (далее - Документация об аукционе) Участник закупки должен иметь лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на производство лекарственных средств, оформленную в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". (п. 2.1.1. Раздела 2. "Требования к участникам закупки" Документации об аукционе).
Так, предметом закупки является ПОСТАВКА прочих растворов, следовательно, документом, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ является: копия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с нормами Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положения о лицензировании, Порядка отпуска лекарственных средств.
Глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относит договор поставки к одной из разновидностей договора купли-продажи, то есть поставка товара является видом оптовой купли-продажи.
Как установлено положениями ГК РФ, продажа товаров в розницу оформляется договором розничной купли-продажи, который является публичным, то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении всех заинтересованных лиц. По такому договору продавец обязуется передать товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 426, 492 ГК РФ).
В соответствии с правилами о договоре поставки, установленными ст. 506 ГК РФ, поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как следует из п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61 -ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 61-ФЗ, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, порядок которого установлен в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Приложение к названному Положению содержит Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (раздел I), в который включены, в частности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения (п. 1), розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (пункт 6), изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 8).
Частью 1 ст. 52 Федерального закона N 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно п. 34 ст. 4 Закона N 61-ФЗ организация оптовой торговли лекарственными средствами - это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями названного Закона.
В ст. 53 Закона N 61-ФЗ установлено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством РФ порядке: другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами (п. 1); производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств (п. 2); аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям (п. 3); научно - исследовательским организациям для научно-исследовательской работы (п. 4); индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (п. 5); медицинским организациям, ветеринарным организациям (п. 6); организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных (п. 7).
Из ч. 8 ст. 45 Закона N 61-ФЗ следует, что производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством РФ порядке: другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств (п. 1); организациям оптовой торговли лекарственными средствами (п. 2); аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (п. 3); научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы (п. 4); медицинским организациям и ветеринарным организациям (п. 5); организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных (п. 6).
Правила оптовой торговли лекарственными средствами установлены в ст. 54 Закона N 61-ФЗ, согласно которой оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 г. N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения".
В соответствии с п. 7 названных Правил, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством РФ порядке.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами регулируется положениями ст. 55 Закона N 61-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" установлено, что оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2), а розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3).
На основании вышеизложенного, следует, что на поставку прочих растворов в медицинские организации могут осуществлять исключительно организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения и с правом оптовой торговли лекарственными средствами.
Таким образом, для соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", этот участник обязан иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с двумя приложениями:
1) Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения:- хранение лекарственных средств для медицинского применения; - перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
2) Аптека с правом изготовления асептических лекарственных препаратов: - изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения; - хранение лекарственных средств для медицинского применения;- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В п. 2 ст. 2 Закона о торговой деятельности приобретение и продажа товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (что составляет предмет договора поставки) являются оптовой торговлей.
Таким образом, контракт, планируемый к заключению в результате объявленной закупки, и, являясь договором поставки, может оформлять лишь оптовую торговлю.
Согласно п. 33 ст. 2 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Следовательно, лицензия на изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения, указанная в документации об аукционе, не включает возможность осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.
В силу того, что Документация об аукционе N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов" не содержит требования к участникам закупки о необходимости наличия лицензии на оптовую торговлю, заказчиком при подготовке аукционной документации нарушены нормы п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фармацевт" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов"- обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику- ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
С.И. Рошевский
Заказчик:
ГБУЗ СК "Городская больница"
г. Невинномысска
357112, Ставропольский край,
г. Невинномысск, ул. Павлова, 5
Заявитель:
ООО "Фармацевт"
394049, г. Воронеж, ул. Карпинского, 39 Г
ПРЕДПИСАНИЕ N 184
по делу N РЗ-739-2018 о нарушении законодательства о закупках
10.05.2018 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
На основании своего Решения от 10.05.2018 года по делу N РЗ-739-2018, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Фармацевт" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику- ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска, устранить нарушения требований Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов"- привести в соответствие с требованиями статьи п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, с учетом доводов, указанных в решении ;
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
3. Протоколы, составленные при осуществлении закупки N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов"- отменить,
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки -ОАО "Единая электронная торговая площадка" 117312, г. Москва, проспект 60-я Октября, д.9 info@roseltorg.ru:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику- ГБУЗ СК "Городская больница" г. Невинномысска.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321300009218000118 "Поставка прочих растворов".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 мая 2018 г. N РЗ-739-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018