Резолютивная часть решения оглашена 08.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу заявителя - ИП "КВВ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку консервов рыбных натуральных для нужд ГБУСО ВО "Болотский психоневрологический интернат" (N закупки 0128200000118003121).
07.05.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 08.05.2018.
07.05.2018 на заседании Комиссии присутствовали представители: заказчика - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Болотский психоневрологический интернат"; заявителя - ИП "КВВ".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП "КВВ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку консервов рыбных натуральных для нужд ГБУСО ВО "Болотский психоневрологический интернат" (N закупки 0128200000118003121).
Заявитель пояснил, что ему не понятны нормы права регулирующие взаимоотношения между заказчиком и поставщиком связанные с термином "заявка", так как в главе §3 "Поставка товара" Гражданского кодекса Российской Федерации данный термин отсутствует.
По мнению заявителя, в пункте 4.4 проекта контракта заказчиком неправомерно установлена обязанность поставщика по предоставлению копии документов, подтверждающих качество и безопасность поставляемых товаров, так как согласно действующему законодательству заверить декларации (сертификатов) о качестве могут держатели оригинала сертификата, орган выдавший документ, нотариус и в случае распространения сертификата за пределами Российской Федерации консульским отделом посольства.
Заявитель утверждает, что заказчик необоснованно установил требование в пункте 4.5.1 проекта контракта о том, что поставщик обязан за 1 день письменно известить заказчика о готовности поставить товар.
Также заявитель считает, что в пункте 7.4.5 проекта контракта заказчиком неправомерно установлено следующее условие: "В целях контроля за качеством товара заказчик имеет право доступа в любое время на предприятие (складские помещения) поставщика для проверки и осмотра производства, условий хранения, упаковки, маркировки и транспортировки товара, а поставщик должен по требованию заказчика предоставить любую относящуюся к вышеперечисленному информацию. В ходе проведения заказчиком проверки в рамках настоящего пункта заказчик вправе по своему усмотрению привлекать третьих лиц (специализированные организации и отдельных специалистов), обладающих необходимым образованием и знаниями, требуемыми для проведения проверки. Количество проверок в течение всего срока действия настоящего контракта не ограничено".
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 508 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Заказчик считает, что термин "заявка" относится к обычаю делового оборота согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, толкование которого следует понимать сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств. По уже сложившейся годами практике термин "заявка" применяется в большинстве контрактов и соответственно не противоречит действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N1007 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55.
Пункт 12 правил продажи изложен: "Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона". Данная позиции подтверждена решением Арбитражного суда Владимирской области по делу NА11-10105/2016 от 07.06.2017 года.
Также представитель заказчика пояснил, что условия, указанные в пункте 7.4.5 проекта контракта необходимы для контроля за качеством товара и не нарушают права заявителя.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 4.3 проекта контракта указано, что поставка продукции должна быть осуществлена в соответствии с объемами товара, датами и временем, указанными в спецификации приложение N 1, в календарном плане приложение N 2 и заявке приложение N 3, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта; график может быть скорректирован в соответствии с заявкой заказчика.
Согласно пункту 4.5 проекта контракта заказчик подает поставщику заявку на поставку товара, по форме согласно приложению N 3 к настоящему контракту, не менее чем за 1 день до даты поставки; заявка подается в письменной форме с использованием средств факсимильной связи либо посредством электронной почты заказчика и поставщика, указанных в параграфе 14 настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта заказчик обязуется осуществить с участием поставщика приемку товара (осмотр, проверку и принятие) в сроки и время, установленные в заявке заказчика (приложение N 3 к настоящему контракту).
В пункте 13.6 проекта контракта предусмотрено, что заявка на поставку товара, оформленная согласно приложению N 3, направляется поставщику с использованием факсимильной связи или по электронной почте, по реквизитам поставщика, указанным в разделе "поставщик" параграфа 14 настоящего контракта; заявка, направленная поставщику с использованием средств связи (факс, электронная почта), имеет для сторон одинаковую юридическую силу.
Комиссия установила, что в рассматриваемом проекте контракте присутствует термин "заявка", также в приложении N3 к проекту контракта содержится образец заявки, в которой должно указываться следующее: наименование товара, характеристика, количество, срок поставки, дата и время приемки факса.
Комиссия пришла к выводу, что содержащаяся в проекте контракте информация о заявке относится к условиям контракта, что соответствует части 10 статьи 70, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, заявитель не уточнил, какую норму законодательства о контрактной системе в сфере закупок нарушил заказчик, используя в проекте контракта термин "заявка".
В пункте 4.4 проекта контракта заказчиком установлено требование, что при поставке каждой партии товара поставщик обязан предоставить заказчику копии достоверных документов, подтверждающих качество и безопасность поставляемых товаров: копии декларации и (или) сертификата о соответствии на каждую партию товара. (Решение от 18.10.2016 г. N 162 О Техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции", Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55), заверенной подписью и печатью поставщика; копии личной медицинской книжки на сотрудника, осуществляющего разгрузку товара на склад заказчика (Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), заверенной подписью и печатью поставщика.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.
На основании пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена обязанность заказчиков устанавливать требования к качеству, требования к безопасности, потребительским свойствам, гарантийному сроку и иные требования, связанные с определением соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, изложен в следующей редакции: продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В силу статьи 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункта 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2014 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", личная медицинская книжка необходима при выполнении таких видов работ, как деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.
Кроме того, в статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, заказчик вправе определить, в каком виде предоставляются документы и требования по заверению.
В пункте 4.5.1 проекта контракта заказчиком установлено требование о том, что поставщик обязан за 1 день письменно известить заказчика о готовности поставить товар.
В соответствии с пунктом 4.3 проекта контракта поставка продукции должна быть осуществлена в соответствии с объемами товара, датами и временем, указанными в спецификации приложение N 1, в календарном плане приложение N 2 и заявке приложение N 3, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта. График может быть скорректирован в соответствии с заявкой заказчика.
Комиссия полагает, учитывая, что согласно календарному плану поставка товара осуществляется 2 раза в месяц, требование пункта 4.5.1 проекта контракта не может обременять поставщика.
Также заявитель не доказал, что спорное требование нарушает его права и законные интересы.
Вместе с тем, из пояснений представителя заказчика следует, что данное требование необходимо, для подтверждения того, что поставщик намерен осуществить поставку товара.
Пунктом 7.4.5 проекта контракта предусмотрено, что в целях контроля за качеством товара заказчик имеет право доступа в любое время на предприятие (складские помещения) поставщика для проверки и осмотра производства, условий хранения, упаковки, маркировки и транспортировки товара, а поставщик должен по требованию заказчика предоставить любую относящуюся к вышеперечисленному информацию; в ходе проведения заказчиком проверки в рамках настоящего пункта заказчик вправе по своему усмотрению привлекать третьих лиц (специализированные организации и отдельных специалистов), обладающих необходимым образованием и знаниями, требуемыми для проведения проверки; количество проверок в течение всего срока действия настоящего контракта не ограничено".
Представитель заказчика пояснил, что данное требование установлено для осуществления контроля за качеством товара.
Комиссия установила, что заявитель не привел объективные доводы в обоснование своей жалобы и не подтвердил, что действия заказчика нарушают положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Комиссия не установила, что действия заказчика нарушают права и законные интересы заявителя как участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия определила, что доводы заявителя не подтвердились, а именно в материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых, документарных доказательств правомерности своих доводов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 3 заявки от участников закупки.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе (проекте контракта) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП "КВВ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку консервов рыбных натуральных для нужд ГБУСО ВО "Болотский психоневрологический интернат" (N закупки 0128200000118003121) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 мая 2018 г. N Г 384-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018