Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседаниеКомиссии: |
И.С.Шестаковой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламыКалининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
|
М.В.Мельникова |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ООО "Балтинформ"
|
Л.В.Шевченко
А.С.Суягина О.В.Ступиной
Г.А.Нечаева |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
представителя по доверенности; представителя по доверенности;
генерального директора. |
рассмотрев жалобу OOО "БАЛТИНФОРМ" (далее - Заявитель) (вх. N 2817 от 28.04.2018) на действия заказчика -федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для оснащения педиатрического бюро для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России на 2018 год(извещение N 0835100001318000018) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.04.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, объединившего в один лот закупки технологически и функционально не связанные между собой из 6 различных групп ОКПД2.
Заявитель считает, что объединение в одни лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров влечет за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным товарам и группам таких товаров.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно включил в описание объекта закупки "Развивающее игровое пособие (Дидактическая черепаха)" и "Развивавший игровой набор, сортер" модуль оповещения с возможностью передачи кода оборудования, которому соответствует информационное сообщение, по каналу производственной спецификации беспроводных персональных сетей в диапазоне частот не уже, чем от 2400 до 2480 МГц, на устройство получения сигнала", который должен располагаться па элементе устройства.
Заявителем направлен Заказчику запрос о разъяснении положений документации об Аукционе с просьбой сообщить дополнительные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. По мнению Заявителя, ответа от Заказчика не последовало.
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит приостановить проведение аукциона до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Заказчикомданы следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
Закупка формируется с целью обеспечения нужд Заказчика, связанного с прямым исполнением его обязанностей, как учреждением, осуществляющим медико-социальную экспертизу. Так, согласно разделу 3 Устава ФКУ "Главное бюро МСЭ по Калининградской области" и приказом Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" целями и предметом деятельности Заказчика, в частности, является установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию. При этом перечень таких лиц является открытым, то есть это могут быть дети, взрослая группа населения, пожилые.
Как следует из пояснений Заказчика, заявленные требования к оборудованию установлены, исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 23.04.2018 размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 858,00 рублей.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка различных товаров для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России на 2018 год:
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
58.11.12.000 |
Книги печатные профессиональные, технические и научные |
Комплект |
1,00 |
130 346,00 |
130 346,00 |
32.40.20.122 |
Наборы из прочих материалов |
Набор |
1,00 |
13 770,00 |
13 770,00 |
30.92.10.190 |
Велосипеды прочие без двигателя |
Набор |
1,00 |
26 000,00 |
26 000,00 |
31.09.11.190 |
Мебель металлическая хозяйственно-бытового назначения прочая, не включенная в другие группировки |
Комплект |
1,00 |
212 807,00 |
212 807,00 |
26.70.16.190 |
Проекторы изображений прочие, не включенные в другие группировки |
Комплект |
1,00 |
45 500,00 |
45 500,00 |
26.60.12.129 |
Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки |
Комплект |
1,00 |
367 435,00 |
367 435,00 |
Итого: |
795 858,00 |
Перечень закупаемых товаров и основные характеристики объекта закупки, содержатся в разделе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об Аукционе.
Указанный перечень содержит 87 позиций:
Модуль для развития мелкой моторики
Развивающая доска для детей дошкольного возраста
Стенд для развития бытовых действий
Приспособление для поднятия предметов с пола
Приспособление для одевания, раздевания и захвата предметов
Комплект приспособлений для пользования столовыми приборами
Муляжи овощи
Муляжи фрукты
Комплекты посуды для приготовления пищи
Комплекты посуды для приема пищи
Нож
Разделочная доска
Устройство для резки овощей
Ящик для безруких
Утюг
Средство связи (Телефон проводной с крупными кнопками),
Комплект для влажной уборки
Набор для уборки
Развивающее игровое пособие (Дидактическая черепаха)
Горка для ходьбы реабилитационная
Мячи игровые различных диаметров
Пандус
Ходунки
Наземное устройство перемещения для людей с нарушениями функций организма (Кресло-коляска для инвалидов)
Костыли
Крючок для костылей
Трость одноопорная, регулируемая по высоте
Трость белая тактильная (трость белая опорная)
Переносное устройство для увеличения и отображения информации
Лупа
Автоматическое устройство измерения температуры (медицинский термометр с речевым выходом)
Автоматическое средство измерения давления (медицинский тонометр с речевым выходом)
Сигнализатор
Устройство связи (телефонное устройство с текстовым выходом)
Поручень угловой Г-образный (левый)
Опорный стальной поручень для ванны и туалета
Опора для стояния
Опора для сидения
Манеж-палатка
Функциональная медицинская кровать с матрацем
Противопролежневая система
Столик с комодом
Подогреватель для бутылочек и детского питания
Развивавший игровой набор, сортер
Мозаика
Игра головоломка
Развивающая игрушка
Развивающая игрушка
Развивающая игрушка
Игрушка кукла
Тест Векслера: детский вариант
Тест Векслера: взрослый вариант
Прогрессивные матрицы Дж. Равена (взрослый, детский)
Тест-методика Кубики Кооса
Тест детской апперцепции
ТАТ (Тематической апперцепции тест)
Фрустрационный тест Розенцвейга (детский)
Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый)
Проективная методика "Hand-тест"
Многофакторный опросник Р. Кеттелла
Оригинальный цветовой тест Люшера
Тест школьной тревожности Филлипса
Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы
Методическое руководство и альбом "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте".
Методическое руководство и альбом "Нейропсихологическая диагностика в школьном возрасте".
Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. Стимульный материал.
Методика автоматизированной экспресс-профориентации "Ориентир"
Комплект элементов для детской игровой комнаты "Радость" или эквивалент
Мяч резиновый
Мяч резиновый
Набор геометрического мягкого конструктора
Развивающая игрушка
Игрушка кукла
Развивающая игра головоломка
Набор животных
Набор транспорта
Набор продуктов
Карапуз в ванночке
Волшебный мешочек
Детский кухонный набор
Комплект мебели
Велосипед
Самокат
Объединение в один лот различных товаров технологически и функционально не связанных между собой, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в поставке товаров с определенными потребительскими и функциональными характеристиками.
Кроме того, укрупнение лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый товар, подлежащий к поставке, привлекает к торгам определенный круг потребителей.
По общему понятию потребительские свойства товара - совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребностей.
Технологическая связь - это связь двух или нескольких товаров посредством функционального назначения.
Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика.
Вместе с тем, анализ раздела "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об Аукционе, позволяет сделать вывод, что закупаемые товары, имеют различное назначение, технологически и функционально не связаны между собой. Объединение в одну закупку оборудования, мебели, бытовой техники, медицинских изделий, игрушек и т.д. создает условия для ограничения количества участников, претендующих на заключение контракта в рамках Аукциона.
Более того, все товары, поставка которых является предметом Аукциона, относятся к различным группам, классам и видам продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а именно:
26.60.12.129 |
Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки |
26.70.16.190 |
Проекторы изображений прочие, не включенные в другие группировки |
30.92.10.190 |
Велосипеды прочие без двигателя |
31.09.11.190 |
Мебель металлическая хозяйственно-бытового назначения прочая, не включенная в другие группировки |
32.40.20.122 |
Наборы из прочих материалов |
58.11.12.000 |
Книги печатные профессиональные, технические и научные |
Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
В силу части 14 статьи 22 Закона о контрактной системе однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что объектом закупки не являются однородные и идентичные товары и, соответсвенно, онине могут быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При этом Заказчиком не представлено доказательств, что товары, поставка которых является предметом Аукциона:оборудование, мебель, бытовая техника, медицинские изделия, игрушки и т.д. экономически или технологически взаимосвязаны между собой. Указанные в разделе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" товары (оборудование, мебель, бытовая техника, медициские изделия, игрушки и т.д.) имеют различное функциональное назначение, и цель их использования не является признаком технологической связи.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно объединил в один товары (87 позиций) функционально и технологически не связанные между собой,что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению количества участников закупки.
Иные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос Ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Балтинформ"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
И.С.Шестакова |
Члены комиссии: |
|
М.В.Мельников
Л.В.Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10 мая 2018 г. N КС-138/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018