Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
10.05.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобыООО "Медпроект", ООО "Центр слуха" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области в целях исполнения Государственной программы "Развитие здравоохранения Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001318004035, начальная (максимальная) цена контракта - 4 306 300 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобыООО "Медпроект", ООО "Центр слуха" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области в целях исполнения Государственной программы "Развитие здравоохранения Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001318004035) (далее -конкурс).
Согласно доводам жалобы ООО "Медпроект":
1. Заказчиком допущено нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в проекте контракта установлены дополнительные обязанности исполнителя по предоставлению письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. В документации закупки отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с доводами жалоб ООО "Медпроект", ООО "Центр слуха"Заказчиком неправомерно включены в конкурсную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
Согласно доводам жалобы ООО "Центр слуха" Заказчиком не установлено требование в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ) о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласились, представили письменные возражения на жалобы, просили отказать в удовлетворении жалоб.
Письменное ходатайство ООО "Медпроект" об истребовании документального обоснования необходимости установления к цифровым слуховым аппаратам нестандартных требований не подлежит удовлетворению Комиссией Самарского УФАС России, в связи с достаточностью доказательств, представленных Заказчиком, Заявителем для рассмотрения жалобы по существу, а также ограниченным (5 дней) сроком рассмотрения жалобы.
1. ООО "Медпроект" указывает, что Заказчиком допущено нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
Извещением о проведении открытого конкурса предусмотрено: "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию установлено: " Форма, сроки и порядок оплаты: этапы исполнения государственного контракта не предусмотрены. Промежуточные и окончательный расчеты осуществляются по факту оказания услуг на основании предъявленных документов: счета-фактуры, Акта, подписанного Заказчиком и Исполнителем на основании реестра лиц, получивших слуховые аппараты, прошедшего экспертизу Заказчика, Сведений, подписанных Исполнителем, и актов приема - выдачи слуховых аппаратов, подписанных Получателем и Исполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Акта, по мере поступления средств из бюджета Самарской области".
Согласно пункту 2.5 Проекта контракта: "Оплата производится Заказчиком в течение 15 (Пятнадцать) рабочих дней после подписания Сторонами надлежаще оформленных документов, подтверждающих факт оказания услуг в соответствии с условиями Контракта и приложений к нему, если иной порядок оплаты не предусмотрен в Техническом задании к Контракту. Примечание: Срок оплаты заказчиком оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты" .
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Положения указанной статьи регламентируют порядок заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, а не требования к документации закупки.
Установлено, что запросов разъяснений положений конкурсной документации в адрес Заказчика не поступало. В связи с чем, в действиях Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарафармация" по указанному доводу не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу ООО "Медпроект"Заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в проекте контракта установлены дополнительные обязанности исполнителя по предоставлению письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 8.2 Проекта контракта определено, что обеспечение исполнения Контракта возвращается Исполнителю при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту в течение 30 (тридцати) дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя.
Частью 27 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе по мере выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
Представители Заказчика пояснили, что в целях исключения возможности перечисления денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта на несуществующие расчетные счета Исполнителя по контракту, Заказчиком в текст контракта включено соответствующее положение.
Данное положение не возлагает на исполнителя дополнительные обязанности, связанные с исполнением контракта, не приводит к ограничению конкуренции.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанное требование создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании изложенного, довод ООО "Медпроект" признается необоснованным.
3. ООО "Медпроект" указывает, что в документации закупки отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о передачи материалов жалобы в отношении довода об обосновании начальной (максимальной) цены контракта в Управление по контролю сфере закупок Самарской области.
В соответствии с доводами жалоб ООО "Медпроект", ООО "Центр слуха" Заказчиком неправомерно включены в конкурсную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации закупки должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в конкурсную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Конкурсная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Следует также учесть, что предметом открытого конкурса является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, а не производство, следовательно, все участники закупки имеют возможность приобрести заявленные в конкурсной документации технические средства реабилитации и принять участие в открытом конкурсе путем предложения их при оказании услуги.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
ООО "Медпроект", ООО "Центр слуха" производителями слуховых аппаратов, предполагаемых к поставке в рамках заключения государственного контракта по итогам проведения открытого конкурса, не является. Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Довод Заявителя о том, что что при описании объекта закупки Заказчик должен был использовать ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" является необоснованным ввиду следующего.
Указанный ГОСТ содержит в разделе "область применения" указание на то, что настоящий стандарт не распространяется на слуховые аппараты:
-вкоторых предусмотрено преобразование частот входного сигнала и программирование параметров;
-специального назначения.
Закупаемые цифровые слуховые аппараты являются программируемыми, таким образом, данный стандарт не имеет прямого применения к программируемым слуховым аппаратам и заказчик не должен обосновывать его неиспользование.
Кроме того, список технических характеристик и функций приведенный в ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТа установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно, к перечисленным в ГОСТе, должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Таким образом, по вышеуказанному доводу Заявителей в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Указанный довод жалоб ООО "Центр слуха", ООО "Медпроект" признается необоснованным.
ООО "Центр слуха" указывает, что Заказчиком не установлено требование в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ) о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованияк деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Поставка слуховых аппаратов не требует наличия лицензии. Кроме того, Заказчиком предусмотрено наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление специализированной медицинской помощи по профилю "сурдология- оториноларингология", у участника, либо у соисполнителя, привлеченного участником для оказания предусмотренных контрактом медицинских услуг.
Поскольку, в случае привлечения соисполнителя участник может не обладать соответствующей лицензией, предоставление и соответственно контроль их наличия предусмотрены Заказчиком на этапе исполнения контракта, что предусмотрено Приложением N2 к Контракту. Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в открытом конкурсе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения. Жалобы ООО "Центр Слуха", ООО "Медпроект" признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными в полном объеме.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобыООО "Медпроект", ООО "Центр слуха"необоснованными.
2. Передать материалы жалобы ООО "Медпроект" в отношении довода об обосновании начальной (максимальной) цены контракта в Управление по контролю в сфере закупок по Самарской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 мая 2018 г. N 489-12893-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018