Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Комитета государственных закупок Мурманской области - Коминой Д.А. (доверенность от 15.02.2018 N06/18),
координатора совместных закупок - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее по тексту решения - Координатор) - Степаненко О.И. (доверенность от 12.02.2018 Nб/н),
без участия общества с ограниченной ответственностью "МРМ", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы должным образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МРМ" (далее по тексту решения - ООО "МРМ", Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчиков - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Печенгская центральная районная больница" и Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская объединенная медсанчасть "Севрыба" (далее по тексту решения - Заказчики, ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ", ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба") при проведении электронного аукциона "Поставка материала шовного хирургического-2 для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", номер закупки: 0149200002318001681 (далее - Электронный аукцион, закупка), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 03 мая 2018 года обратилось ООО "МРМ" с жалобой на действия Заказчиков при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что аукционная документация содержит нарушения положений законодательства о контрактной системе.
По мнению Заявителя, требования к товару, указанные в техническом задании аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так, по позиции 4 технического задания аукционной документации Заказчик установил требование к покрытию нити материала шовного хирургического (тип 4): "из тройного сополимера гликоната, химически связанного с основой, не имеющего антигенных свойств, являющегося апирогенными и вызывающими незначительную реакцию тканей при рассасывании, а также обеспечивающих гладкость и ровную поверхность для свободного прохождения нити через ткани (что исключает "пилящий" эффект и травмирование) и надежное завязывание узлов".
Общество указывает, что данное покрытие шовного материала является уникальной разработкой компании B.BRAUN (Германия). Описание материала безальтернативно указывает на нити хирургические "Safil", при совокупности заявленных характеристик.
По мнению ООО "МРМ", указывая на конкретный химический состав покрытия, Заказчики ограничивают круг потенциальных участников закупки, тем самым, препятствуя естественному конкурентному снижению итоговой стоимости закупаемого товара.
Заявитель считает, что Заказчики указали незаконное и необоснованное требование к товару, чем нарушили нормы Закона о контрактной системе и статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "МРМ" просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 11 часов 30 минут 10 мая 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Координатора, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 25.04.2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчики:
- Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Печенгская центральная районная больница",
- Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская объединенная медсанчасть "Севрыба".
Наименование объекта закупки: поставка материала шовного хирургического-2 для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 890 972.00 руб.
В статье 13 Закона о контрактной системе указано: в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Содержание документации об электронном аукционе определено статьей 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара указаны в табличной части пункта 3 раздела 2 тома 2 документации Электронного аукциона.
Так, согласно позиции 4 таблицы ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба" и ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" необходим к поставке материал шовный хирургический (тип 4). Заказчиками в графе "Значение показателя (характеристики) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющего определить соответствие потребностям заказчика" установлено требование к Покрытию нити материала шовного хирургического (тип 4):
"из тройного сополимера гликоната, химически связанного с основой, не имеющего антигенных свойств, являющегося апирогенными и вызывающими незначительную реакцию тканей при рассасывании, а также обеспечивающих гладкость и ровную поверхность для свободного прохождения нити через ткани (что исключает "пилящий" эффект и травмирование) и надежное завязывание узлов".
Из смысла и содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, с учётом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заявителем не представлено документальное подтверждение факта соответствия установленным в аукционной документации требованиям продукции, выпускаемой только компанией B.BRAUN (Германия).
В ходе заседания Координатором представлен запрос ООО "Б. Браун Медикал" (исх. от 07.05.2018 N3628/3), согласно которому следовало пояснить существует ли патент на территории РФ на производство шовного материала из 100%-ной полигликолевой кислоты "Safil" с покрытием из тройного сополимера гликоната.
В ответ на запрос ООО "Б. Браун Медикал" пояснило, что у материала шовного хирургического стерильного рассасывающегося Сафил (Safil) из 100%-ной полигликолевой кислоты с покрытием из тройного сополимера гликоната товарный знак (то есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, удостоверяемое свидетельством на товарный знак согласно статье 1477 ГК РФ) и патент на территории РФ отсутствует.
Необходимо отметить, что Электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок для муниципальных и государственных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных и муниципальных заказчиков, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Любой участник закупки мог предложить к поставке товары собственного производства, либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям Заказчиков, документацией Электронного аукциона не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба" и ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" характеристиками не свидетельствует о том, что Заказчики ограничили число участников закупки.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся материалы в их взаимосвязи и совокупности, у Комиссии Мурманского УФАС России нет оснований делать выводы о нарушении Заказчиками законодательства о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МРМ" на положения аукционной документации заказчиков - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Печенгская центральная районная больница" и Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская объединенная медсанчасть "Севрыба" при проведении электронного аукциона "Поставка материала шовного хирургического-2 для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", номер закупки: 0149200002318001681 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10 мая 2018 г. N 06-10/18-110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018