Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Торговый дом "Оптек" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение изделий медицинского назначения (гистология для морга) (изв. N 0356200032118000021),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200032118000021, Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение изделий медицинского назначения (гистология для морга).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Требования к товарам, являющимся предметом рассматриваемого электронного аукциона, установлены в Приложении 2"Техническоезадание(Спецификация)" (далее - ТЗ).
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в приобретении изделий медицинского назначения.
1. Заявитель полагает, что совокупности требований, установленных Заказчиком впоз.7 ТЗ, в том числе требованию о составе набора,соответствует товар единственного производителя - ООО "ЭргоПродакшн". Кроме того, подателю жалобы непонятно, какие конкретно реагенты требуются Заказчику.
Представитель Заказчика пояснил, что указанным характеристикам соответствуют товары следующих производителей: ЗАО "АМТЕО М", ООО "Рош Диагностика Рус", ООО "ЭргоПродакшн", ООО "Первая лабораторная компания", ООО "НПФ "БликМедикалПродакшн", ООО "НПФ "АРБИС+".В материалы жалобы также представлены регистрационные удостоверения. Иного не доказано.
2. По мнению подателя жалобы, Заказчиком впоз. 2, 3 ТЗ неправомерно установлены требования к объему фасовки и внешнему виду упаковки реагентов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки может включать в себя, в том числе требования в отношении упаковки. Таким образом, возможность установления требований к упаковке товара прямо предусмотрена Законом о закупках.
Требованиям, установленным Заказчиком в данных позициях, согласно сведениям Заказчика, соответствуют товары производства: ООО "НПФ "АРБИС+", ООО "ОМБ", ООО "БиоЛайн", ООО "НПФ "БликМедикалПродакшн" и др. Доказательства обратного материалы жалобы не содержат.
3. Заявитель также полагает, что впоз. 9-12 ТЗ требования к объему фасовки стекол не отвечают требованиям Закона о закупках.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно разъяснениям положений аукционной документации от 24.04.2018 г. участник закупки вправе предложить иную фасовку товара с аналогичными техническими и функциональными характеристиками, с количеством штук в упаковках и блистерах отличным от требуемого, но с сохранением общего количество товара.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках. Иного не доказано.
Комиссия полагает необходимым отметить, чтообществом "ТД "Оптек" не представлены доказательства, позволяющие установить факт производства Заявителем испрашиваемого товара.В случае если податель жалобы выступает в указанной закупке как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, то следует отметить, что он не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
В материалы жалобы не представлены также доказательства, позволяющие Комиссии однозначно установить факт отсутствия у подателя жалобывозможности сотрудничества с компаниями, обладающими соответствующим закупаемым Заказчиком товаром. Иного не доказано.Необходимо отметить, что материалы жалобы также не содержат указания на то, каким образом установленные требования ограничивают ООО "ТД "Оптек" в реализации права на участие в рассматриваемой закупке. В частности,Заявителем не указано, какой товар планировался обществом к поставке, каким конкретным показателям ТЗ не соответствует товар общества.
Кроме того, представителем Заказчика в материалы жалобы представлено 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о том, что, как минимум три организации предоставляют возможность поставки товаров, являющихся предметом закупки.
Следует также отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 2 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Торговый дом "Оптек" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение изделий медицинского назначения (гистология для морга) (изв. N 0356200032118000021) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018