Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Услуга-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания и приготовлению пищи обучающихся из многодетных малоимущих, малоимущих семей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" (изв. N 0156300049618000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300049618000015 Заказчиком проводился конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания и приготовлению пищи обучающихся из многодетных малоимущих, малоимущих семей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Заявитель указывает, что учредителем Заказчика и участника закупки - МБУ "Комбинат питания", является Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края. Податель жалобы также полагает, что из ст. 31 Закона о закупках следует, что наличие личных связей между заказчиком и участником закупки влечет к конфликту интересов, что МБУ "Комбинат питания" должно было быть отстранено от участия в закупке.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках не подразумевает под конфликтом интересов наличие у заказчика и участника одного учредителя - юридического лица. Довод о наличии личных связей носит предположительный характер и надлежащим образом не подтвержден. Кроме того, следует отметить, что победителем закупки признан ИП Меньшатов С.Н.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Конкурсной комиссии в данной части не может быть установлено.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о закупах под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч. 4 ст. 56 Закона о закупках в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Частью 2 ст. 31 Закона о закупках предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 6 ст. 56 Закона о закупках предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены следующие дополнительные к участникам конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно указанному Постановлению, документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Конкурсная документация содержит требования аналогичные обозначенным выше (п. 3 раздела 5, п/п 2, 2.1 п. 2 раздела 7 конкурсной документации).
20% НМЦК составляет 533 196,336 руб. Комиссией установлено, что ИП Меньшатовым С.Н. и МБУ "Комбинат питания" в качестве документов, подтверждающих соответствие установленному дополнительному требованию, представлены следующие договоры (соответственно):
- договор от 14.11.2016 г. на услуги ежедневного горячего питания пациентов ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" на сумму 974 902,50 руб. (изв.N 0356300076316000084). 30.01.2017 г. стороны заключили соглашение о расторжении договора, согласно которому услуги были оказаны и приняты на сумму 775 364, 68 руб.
- договор от 10.02.2017 г. на услуги по организации горячего питания и приготовлению пищи обучающихся из малообеспеченных семей, заключенный с МАОУ "Гимназия" на сумму 882 740,28 руб. Дополнительным соглашением сумма договора снижена до 865 241,08 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о закупках при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Часть. 3 ст. 53 Закона о закупках установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следствие, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Конкурсной комиссии в части признания упомянутых участников закупки соответствующими установленному дополнительному требованию не усматривает.
3. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о закупках конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч. 7 ст. 50 Закона о закупках).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 50 Закона о закупках).
Так, конкурсная документация содержит следующие критерии оценки заявок:
- цена контракта;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателями второго критерия являются:
1) Квалификация трудовых ресурсов:
Подтверждающие документы:
- копии трудовых книжек. Помимо документов, подтверждающих наличие в штате специалистов, в составе заявки может присутствовать справка, составленная в произвольной форме о квалификационно-кадровом составе участника закупки, который непосредственно будет задействован при выполнении работ по контракту, с указанием стажа работы, квалификационного разряда и специализации специалистов (при наличии);
- копии свидетельств и/или аттестатов и/или дипломов и/или удостоверений о профессиональном образовании по специальности "Повар" 4 разряда и/или 5 разряда и/или 6 разряда.
При проведении оценки комиссии не учитывает специалистов, заявленных в составе заявки на участие в конкурсе, информация по которым не подтверждена и подтверждающие документы представлены не в полном объеме.
2) Опыт работы участника закупки:
Подтверждающие документы:
- копия ранее исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о закупках, либо в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке оказанной услуги по предоставленным договорам, при этом предмет контракта/договора является аналогичным объекту закупки.
Принимаются контракты / договоры заключенные и исполненные в течение последних трех лет, предшествующих моменту размещения извещения о закупке. Оценке подлежат только подтверждающие документы, позволяющие идентифицировать объем фактического оказания услуги.
Оценке подлежат только подтверждающие документы, позволяющие идентифицировать объем фактического оказания услуги.
3) Деловая репутация участника закупки:
Подтверждающие документы:
- отзывы, рекомендательные/благодарственные письма, почетные грамоты на имя участника закупки за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Оценке подлежат только подтверждающие документы, позволяющие идентифицировать дату выдачи документа, а также позволяющие идентифицировать Заказчика по представленным договорам/контрактам в соответствии с п. 6.2 раздела 7 Документации.
Заявитель указывает, что при оценке заявок на участие в конкурсе Конкурсной комиссией неправомерно были учтены документы только в отношении двух из пяти поваров.
Представитель Конкурсной комиссии пояснила следующее:
- в отношении Тимуровой И.Ш. копия трудовой книжки отсутствовала, представлен трудовой договор со сроком до 04.06.2011 г., пункт о пролонгации отсутствует, отсутствует дополнительное соглашение или иной документ, позволяющий однозначно установить то, что Тимурова И.Ш. работает в ООО "Услуга-Сервис" по настоящее время;
- в отношении Шараевой Т.И. представлена копия трудовой книжки, в содержании которой присутствует запись о приеме на работу на основании приказа от 01.09.2014 г. В соответствии с условиями данного приказа Шараева Т.И. принята на работу временно для замены отсутствующего работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, за которым сохраняется место работы. В трудовом договоре пункт о пролонгации отсутствует, отсутствует также и дополнительное соглашение или иной документ, позволяющий однозначно установить то, что Шараева Т.И. работает в ООО "Услуга-Сервис" по настоящее время.
- в отношении Соколовой Т.А. представлена копия трудовой книжки, в содержании которой Конкурсная комиссия усмотрела факт подделки такого документа, ввиду того, что под записью о принятии сотрудника на должность в ООО "Услуга-Сервис" явно прослеживается сокрытие дальнейших записей трудовой книжки, что в частности подтверждается частичным наличием в конце страницы оттиска печати.
Комиссией установлено, что по критерию "Квалификация участников закупки" в части опыта работы участника закупки обществом "Услуга-Сервис", ИП Меньшатовым С.Н. и МБУ "Комбинат питания" представлено (соответственно):
- 4 договора (все представленные договоры оценены и засчитаны Конкурсной комиссией);
- 21 договоров, 18 из которых приняты и засчитаны Конкурсной комиссией;
- 109 договоров, 8 из которых приняты и засчитаны Конкурсной комиссией.
Так, Комиссией установлено, что при оценке представленных документов Конкурсная комиссия действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также конкурсной документации, что представленные договоры соответствуют требованиям конкурсной документации. Иного не доказано.
Как следствие, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Конкурсной комиссии не усматривает.
Комиссия также отмечает, что доводы Заявителя не основаны на нормах Закона о закупках, носят предположительный характер. Кроме того, из содержания жалобы следует, что Заявителем смешаны процедуры предквалификационного отбора и рассмотрения и оценки заявок. Так, предметом рассмотрения первой процедуры, в частности в данном конкретном случае является опыт участника закупки в соответствии с требованиями Постановления N 99; следующий этап "рассмотрение и оценка заявок" нацелен на выявление опыта работы участника закупки как показателя критерия "Квалификация участников закупки" в порядке, установленном конкурсной документацией.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Услуга-Сервис" на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания и приготовлению пищи обучающихся из многодетных малоимущих, малоимущих семей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" (изв. N 0156300049618000015) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018