Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "АБЗ-Оричи" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УПРДОР "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок Киров - Слободской - Б.Холуница - Омутнинск - Афанасьево - граница Пермского края) на участке км 21+700 - км 35+334 (км 629+926 - км 643+660), Кировская область" (изв. N 0315100000318000024) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000318000024,Заказчикомпроводился электронный аукцион на выполнение работ на объекте: "Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок Киров - Слободской - Б.Холуница - Омутнинск - Афанасьево - граница Пермского края) на участке км 21+700 - км 35+334 (км 629+926 - км 643+660), Кировская область".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.03.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 72 805 560,00 руб.;
4) победителем Аукциона признано ООО "АБЗ-Оричи".
В соответствии с протоколом подведения итогов от 09.04.2018 г. заявка ООО "АБЗ-Оричи" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. ООО "АБЗ-Оричи" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарномзнаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В ч. 3 ст. 70 Закона о закупках установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В п.1 Раздела 17 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения договора10% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 7 280 556 рублей 00 копеек.
Способ обеспечения исполнения договора определяется участником аукциона, с которым заключается договор, самостоятельно:
- банковская гарантия, выданная банком;
- внесение денежных средств на соответствующий счет заказчика.
Согласно п.4 Раздела 17 информационной карты аукционной документации банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иными законодательными актами Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.96 Закона о закупках в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что в качестве обеспечения исполнения контракта ООО "АБЗ-Оричи" представлена банковская гарантия от 18.04.2018 г. N 791178, выданная ПАО "Совкомбанк".
Согласно протоколу признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 23.04.2018 г., представленная Заявителем банковская гарантия признана несоответствующей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N1005 по следующим основаниям:
- в банковской гарантии не предусмотрена возможность направления требования об уплате денежной суммы в электронной форме и электронный адрес для получения указанного требования;
- в представленной банковской гарантии указано, что к требованию платежа по гарантии должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);
- банковская гарантия не содержит требований, указанных в п.1.1 Раздела 17 информационной карты аукционной документации.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.45 Закона о закупках банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержатьустановленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Так, согласно п. "а" дополнительных требований, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 (далее - Постановление N 1005) (в ред. действовавшей на дату размещения извещения), обязательное закрепление в банковской гарантииправа заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч.13 ст.44 Закона о закупках
В Перечне, утвержденном Постановлением N 1005(в ред. действовавшей на дату размещения извещения), указано, чтобенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту, в том числе документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Аналогичная информация указана в представленной Заявителем банковской гарантии.
Согласно протоколу признания участника закупки уклонившимся, Заказчиком, при признании банковской гарантии не соответствующей, были применены положения Постановления N 1005 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2018 N 11.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что положения Постановления Правительства РФ от 15.01.2018 N 11 применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 18 марта 2018 года.
Таким образом, Заказчиком при признании участника закупки уклонившимся применена редакция Постановления N 1005 не действующая на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона, с чем также согласился представитель Заказчика.
Следовательно, в спорной части банковская гарантия соответствует требованиям Постановления N 1005 (в ред. действовавшей на дату размещения извещения).
В п.1.1 Раздела 17 информационной карты аукционной документации установлены следующие обязательства по контракту, надлежащее исполнение которых обеспечивается:
- исполнение в полном объеме принципалом обязательств по выполнению работ, предусмотренных Контрактом надлежащим образом в полном объеме;
- уплату предъявленного Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы);
- возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением Контракта (в том числе, возмещения расходов Заказчика на устранение недостатков Работ), в том числе в случае расторжения контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения;
- по возврату аванса (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- обязательства, возникшие у принципала в период действия гарантийного срока и неисполненные принципалам надлежащим образом.
Заказчик полагает, что представленная Заявителем банковская гарантия не содержит указанных выше обязательств по контракту, надлежащее исполнение которых обеспечивается.
Вместе с тем, Комиссия установила, что банковская гарантия содержит все требуемые Заказчиком обязательства, а именно:
- в п.2 банковской гарантии указано, что обстоятельствами, при наступлении которых ГАРАНТОМ выплачивается БЕНЕФИЦИАРУ Сумма Гарантии или ее часть, являются неисполнение или ненадлежащее исполнение ПРИНЦИПАЛОМ своих обязательств по КОНТРАКТУ, в результате которых у ПРИНЦИПАЛА возникают следующие обязательства перед БЕНЕФИЦИАРОМ:
2.1.Обязательства уплатить суммы неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных КОНТРАКТОМ;
2.2.Обязательства уплатить суммы убытков в случае расторжения КОНТРАКТА по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения ПРИНЦИПАЛОМ;
2.3.Обязательства по возврату аванса (если выплата аванса предусмотрена КОНТРАКТОМ, а требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения ПРИНЦИПАЛОМ обязательств по возврату аванса);
- в п.5 банковской гарантии указано, что требование платежа по Гарантии должно содержать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по Гарантии, а также конкретные нарушения ПРИНЦИПАЛОМ обязательств, в обеспечение которых выдана Гарантия.К указанному Требованию должны быть приложены, в том числе документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями КОНТРАКТА (если требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения ПРИНЦИПАЛОМ обязательств в период действия гарантийного срока).
Кроме того, представителем Заявителя представлено информационное письмо от 07.05.2018 г. ПАО "Совкомбанк", в котором указано, что все необходимые условия Гарантом соблюдены.
Таким образом, сделать вывод о том, что банковская гарантия не соответствует требованиям аукционной документации не представляется возможным, и, как следствие, Заказчиком нарушены требования ч.5 ст.96 Закона о закупках.
Стоит отметить, что Комиссия рассматривает основания для признания участника закупки уклонившимся, отраженные в соответствующем протоколе, опубликованном в ЕИС.
Довод о том, что изначально был иной протокол признания участника закупки уклонившимся отклоняется, поскольку в ЕИС опубликован исключительно один протокол в действующей редакции. Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АБЗ-Оричи" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок Киров - Слободской - Б.Холуница - Омутнинск - Афанасьево - граница Пермского края) на участке км 21+700 - км 35+334 (км 629+926 - км 643+660), Кировская область" (изв. N 0315100000318000024)обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.96 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018