Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АналитЭкспертСервис" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг N 2 (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми (изв. N 0156300025718000004) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N0156300025718000004, Управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.03.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 443 500,00 руб.;
4) на участие в Конкурсе поступило 2 заявки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.04.2018 г., заявка ООО "АналитЭкспертСервис" отклонена, по причине того, что в аттестате аккредитации область аккредитации лаборатории (центра) не содержит разрешения на определение содержания в отобранных пробах природной воды меди, марганца и цинка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к услугам, являющимся предметом закупки установлены Заказчиком в главе 5 конкурсной документации "Техническое задание".
В п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст.51 Закона о закупках, заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно п.2 ч.2 ст.51 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В п.10 Раздела 5 аукционной документации указано, что заявка должна содержать аттестат аккредитации лаборатории в соответствии с п. 9 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.1. Область аккредитации лаборатории (центра) должна содержать разрешение на определение содержания в отобранных пробах атмосферного воздуха веществ: оксид азота, ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол, этилбензол), взвешенные вещества, диоксид серы, фенол, сероводород, аммиак, хлорид водорода, формальдегид, диоксид азота, оксид углерода, предельные углеводороды, фторид водорода с максимальной погрешностью измерений в соответствии с таблицей:
Наименование вещества |
Погрешность измерений |
Перечень допустимых руководящих документов и методик определения |
ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, этилбензол) |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
взвешенные вещества |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
диоксид серы |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
фенол |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.799-2014 |
сероводород |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.795-2014 |
аммиак |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.791-2014 |
хлорид водорода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.793-2014 |
формальдегид |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
диоксид азота |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.792-2014 |
оксид углерода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или ПНД Ф 13.1:2:3.27-99 или газоанализатор Элан |
предельные углеводороды |
Не более установленной в руководящем документе |
ПНД Ф 13.1:2:3.23-98 |
фторид водорода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.797-2014 |
оксид азота |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.792-2014 |
В соответствии со статьей 5 федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений.
1.2. Область аккредитации лаборатории (центра) должна содержать разрешение на определение содержания в отобранных пробах природной воды следующих веществ:
растворенный кислород, азот аммония (или аммоний-ион или ион аммония или аммония-ион), азот нитратов (или нитрат-ион), азот нитритов (или нитрит-ион), хлориды (или хлорид-ион), сульфаты (или сульфат-ион), железо (общ.), медь, цинк, нефтепродукты, химическое потребление кислорода (ХПК), биохимическое потребление (потребность) кислорода (БПК(полн.)), анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ, или СПАВа), сухой остаток, фосфаты (или фосфат-ион), марганец.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя представлен аттестат аккредитации N 0003930.
Представитель Конкурсной комиссии пояснил, что область аккредитации лаборатории (центра), в представленном Заявителем аттестате аккредитации, не содержит разрешения на определение содержания в отобранных пробах природной воды меди, марганца и цинка.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее, в п.53 области аккредитации испытательной лаборатории аттестата аккредитации указаны следующие объекты: вода питьевая, вода природная, вода сточная, атмосферные осадки, которые искусственно разделены по определяемой характеристике, при этом, для воды природной указано, что определяются барий и бериллий, для атмосферных осадков определяются, в том числе медь, марганец и цинк, при этом указана информация об аккредитации лаборатории на выполнение измерений по ПНД Ф 14.1:2:4.135-98.
Согласно ч.9 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) в целях выполнения работ по подтверждению соответствия требованиям и документам по стандартизации, указанным в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) обращаются в орган по аккредитации за получением аттестата аккредитации на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации, которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.
В ч.2 ст.16 Закон об аккредитации в заявлении об аккредитации указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации, за исключением мест осуществления временных работ;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) заявленная область аккредитации.
Так, формы заявлений, в том числе об аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288.
Согласно приложению N 1 к приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 заявитель самостоятельно определяет и указывает заявляемую область аккредитации.
В ПНД Ф 14.1:2:4.135-98 указано, что настоящий документ устанавливает методику выполнения измерений (МВИ) массовой концентрации алюминия, бария, бериллия, бора, ванадия, висмута, вольфрама, железа, кадмия, калия, кальция, кобальта, кремния, лития, магния, марганца, меди, молибдена, мышьяка, натрия, никеля, олова, свинца, селена, серебра, серы, стронция, сурьмы, таллия, титана, фосфора, хрома, цинка в пробах питьевой, природных, сточных вод и атмосферных осадков методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-АЭ).
Представитель Заявителя пояснил, что указанная выше методика распространяется на выполнение измерений 33 элементов в выше перечисленных объектах, при этом метод позволяет определить все элементы одновременно, параллельно из единого объема пробы.
Также представитель Заявителя пояснил, что лаборатория аккредитована на 25 из 33 элементов, в том числе на измерение марганца, меди и цинка в питьевой, природной и сточной воде и в атмосферных осадках, элементы перечислены в алфавитном порядке в 6 колонке в целом по ПНД Ф 14.1:2:4.135-98. Графическое разделение внутри 3, 4 и 5 колонок сделано с целью четкого соотнесения анализируемых объектов с соответствующими кодами ОКП и ТНВЭД ТС, а также с диапазонами определения и нормирующими документами, указанными в колонке 8, при этом все показатели, перечисленные в колонке 6, относятся ко всем объектам, на которые распространяется данная методика.
На основании указанного выше, изучив представленные документы и информацию, с учетом того, что заявитель самостоятельно определяет и указывает заявляемую область аккредитации, Комиссия приходит к выводу, что в данной части заявка Заявителя соответствует требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках.
В указанных действиях членов Конкурсной комиссии имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АналитЭкспертСервис" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми (изв. N 0156300025718000004) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Конкурсной комиссии, Заказчику выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Конкурсной комиссии за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018