Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в присутствии представителей победителя аукциона ООО "Улагандорстройсервис" генерального директора <_> и представителя <_> по доверенности от 09.05.2018 г., рассмотрела жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика администрации МО "Улаганское сельское поселение" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177300004718000001 на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной подъездной дороги от ул. Подгорная до стоянки ИВС в с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай.
08.05.2018 г. от администрации МО "Улаганское сельское поселение" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика.
Заявитель ООО "Перспектива" должным образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало.
При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей общества и заказчика.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 03.05.2018 г. (вх. 1304) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика администрации МО "Улаганское сельское поселение" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0177300004718000001 на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной подъездной дороги от ул. Подгорная до стоянки ИВС в с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай.
Заявитель считает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Администрацией МО "Улаганское сельское поселение" 08.05.2018 г. представлено письменное возражение (вх. N 1356), согласно которому заказчик считает доводы жалобы обоснованными в части установления в п. 9.6 проекта контракта размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, несоответствующих требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными по следующим основаниям:
16.04.2018 г. заказчиком администрацией МО "Улаганское сельское поселение" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной подъездной дороги от ул. Подгорная до стоянки ИВС в с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай.
Согласно извещению N 0177300004718000001:
- начальная (максимальная) цена контракта - 5 060 180 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 01.05.2018 г. в 23-59 час.;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок- 05.05.2018 г.;
- дата проведения электронного аукциона - 08.05.2018 г.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Проверив проект контракта (п. 9.6), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком условия об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, установлены не в соответствии с пунктом 4 Правил определения размеров штрафа.
Таким образом, действия заказчика, установившего в проекте контракта несоответствующие размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в том числе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 13 раздела II аукционной документации (Информационная карта) установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе с 16.04.2018 г. по 27.04.2018 г.
Датой окончания срока подачи заявок является 01.05.2018 г.
Согласно ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194 ГК РФ).
В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации 1 мая является нерабочим праздничным днем в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 г. N1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" в 2018 году выходной день с воскресенья 7 января перенесен на среду 2 мая; с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля.
Следовательно, в силу положений ст. 193, 194 ГК РФ датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе должно являться 03.05.2018 г. 24-00 часа, т.к. дни с 29 апреля 2018 г. по 02 мая 2018 г. являются нерабочими днями, и подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется через оператора электронной площадки в круглосуточном режиме, а не по адресу заказчика.
Исходя из вышеизложенного, заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, а в аукционной документации дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС по РА приняла решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной систем.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия администрации МО "Улаганское сельское поселение" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной подъездной дороги от ул. Подгорная до стоянки ИВС в с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай обоснованной.
2. Признать заказчика администрацию МО "Улаганское сельское поселение" нарушившим ч. 8 ст. 34, п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления в проекте контракта размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, не соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе; установления в аукционной документации ненадлежащей даты окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
3. Выдать заказчику администрации МО "Улаганское сельское поселение" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения подрядчика, внесения изменений в извещение и в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 мая 2018 г. N 76-К/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018