Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дельта" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) и муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту тротуаров и бортовых камней" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300010118000300, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 03.05.2018 поступила жалоба ООО "Дельта" на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного учреждения, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 (далее - Административный регламент), уполномоченному учреждению, заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС" (жалоба N 581), на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель ООО "Дельта" Лямин П.А. (доверенность N 3 от 10.05.2018, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного учреждения Табакова О.Г. (доверенность N 3 от 12.02.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик, ООО "СТРОЙ ЛЕС" не обеспечили. Заказчик заблаговременно представил ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие его представителя.
Из содержания жалобы ООО "Дельта" следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, уполномоченным учреждением, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в отношении товара "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные Марка С4" заказчик предъявляет требование к показателю "содержание глины в комках (% по массе)" в виде "Не более 0,25". Данное требование, по мнению подателя жалобы, противоречит требованию пункта 3.2.3 ГОСТ 25607-2009, согласно которому содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более, % по массе: 20 - для оснований; 10 - для покрытия.
Во-вторых, в приложении 2 к Техническому заданию "Ведомость требуемых материальных ресурсов" заказчик указывает показатели, значения которых не могут изменяться, содержащиеся в столбце 6. Но в части требования к товару "Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II" заказчик предъявляет требование к показателю "водонасыщение (% по объему) вырубок из кернов готового покрытия", что согласно требованиям ГОСТ 9128-2013 может варьироваться, и не может быть неизменным.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченное учреждение, заказчик не согласились на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуаров и бортовых камней.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив Ведомость требуемых материальных ресурсов (Приложение N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации), Комиссия установила, что заказчиком, уполномоченным учреждением были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы:
N п/п |
Наименование товара (материальных ресурсов) |
Требования к товару/ характеристики |
Предложение участника аукциона |
Страна происхождения товара
|
|||
Наименование, ед.изм. |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Показатели, которые не могут изменяться |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Марка С4. |
Марка щебня по дробимости |
800 |
|
|
указать |
указать |
Содержание глины в комках (% по массе) |
|
|
Не более 0,25 |
указать |
|||
2 |
Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II |
Водонасыщение (% по объему): - вырубок из кернов готового покрытия |
|
|
Не более 4,5 |
указать |
указать |
В Приложении N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным учреждением также указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара (столбец 7), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (столбцы 4 и 5) и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- показатели, значения которых не могут изменяться, содержащиеся в столбце 6 (в том числе установленные в диапазоне значений), в "Предложении участника аукциона" (столбец 7) указываются в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в столбце 6;
- наименование страны происхождения товара (столбец 8).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
В соответствии с ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси (далее - готовые смеси) и щебень, применяемый для устройства оснований по способу заклинки, должны соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009 и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем.
Согласно пункту 3.2.3 ГОСТ 25607-2009 содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более, % по массе: 20 - для оснований; 10 - для покрытия.
Вместе с тем из пункта 3.1.1 ГОСТ 25607-2009 следует, что щебень, применяемый для устройства оснований по способу заклинки, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 по зерновому составу, прочности, истираемости, морозостойкости, содержанию пылевидных и глинистых частиц, глины в комках, содержанию дробленых зерен в щебне из гравия и устойчивости структуры щебня против железистого и силикатного распадов.
При этом в силу пункта 4.7.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" содержание глины в комках не должно быть более указанного в таблице 10 ГОСТ 8267-93.
Таблица 10 ГОСТ 8267-93 предусматривает следующие требования:
Марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание глины в комках, % по массе, не более |
Щебень из изверженных, осадочных и метаморфических пород марок: 400 и выше 300, 200 |
0,25 0,5 |
Щебень из гравия и гравий марок: 1000, 800, 600, 400 |
0,25 |
Щебень из валунов марок: 1200, 1000, 800, 600 |
0,25 |
Таким образом, установленные заказчиком требования к показателю "Содержание глины в комках (% по массе)" для товара "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Марка С4" с учетом марки щебня по дробимости не противоречат требованиям указанным заказчиком ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8267-93, которыми необходимо руководствоваться при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в таблице 5 ГОСТ 9128-2013.
Таблица 5 ГОСТ 9128-2013 предусматривает следующие требования в процентах по объему:
Вид и тип асфальтобетонов |
Значение водонасыщения для |
|
образцов, отформованных из смеси |
вырубок и кернов готового покрытия, не более |
|
Высокоплотный |
От 1,0 (0,5) до 2,5 |
3,0 |
Плотные типов: |
|
|
А |
" 2,0 (1,5) " 5,0 |
5,0 |
Б, В и Г |
" 1,5 (1,0) " 4,0 |
4,5 |
Д |
" 1,0 (0,5) " 4,0 |
4,0 |
Примечания 1. В скобках приведены значения водонасыщения для образцов из переформованных вырубок и кернов. 2. Показатели водонасыщения асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических условиях, могут уточняться в проектной документации на строительство. |
К показателю "Водонасыщение (% по объему): - вырубок из кернов готового покрытия" товара "Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II" заказчиком предъявлены требования виде неизменных значений в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-2013. Соответственно, исходя из условий рассматриваемой аукционной документации, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в отношении данного показателя необходимо указать предлагаемые значения в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в описании объекта закупки, то есть перенести из документации в свою заявку в неизменном виде в виде запрашиваемого заказчиком диапазона "Не более 4,5".
Таким образом, рассматриваемые положения документации не противоречат доводу подателя жалобы о том, что значение показателя "Водонасыщение (% по объему): - вырубок из кернов готового покрытия" может варьироваться, поскольку при выполнении работ подрядчик сможет использовать товар, у которого значение данного показателя может быть любым, входящим в установленный заказчиком диапазон.
Из вышеуказанного следует вывод о том, что содержание Описания объекта закупки в рассматриваемой части не противоречит требованиям стандартов, позволяет участникам закупки определить потребность заказчика в использовании при выполнении работ, являющихся объектом закупки, товаров и подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Дельта" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 мая 2018 г. N 580
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018