Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кириловой, старший государственный инспектор, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Лидер" на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 70" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по замене оконных блоков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N 70" города Красноярска у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Лидер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации с нарушением требований действующего законодательства.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Молчанова Н.В. (доверенность от 14.05.2018);
- представитель уполномоченного органа Лузан Н.Ф. (доверенность N 1 от 09.01.2018);
- представитель ООО "Лидер" Яковлев В.А. (доверенность N 1 от 01.08.2017).
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчик были нарушены требования статьи 65 Закона о контрактной системе при даче ответа на запрос о даче разъяснений аукционной документации.
Во-вторых, из указанного описания объекта закупки невозможно определить потребность заказчика, указаны габаритные размеры оконных блоков которые не соответствуют фактическим размерам оконных проемов.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалоб не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал в полном объеме.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по замене оконных блоков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N 70" города Красноярска у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как указано в частях 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, если последний день срока приходится на выходной день, то днем окончания срока является следующий за ним рабочий
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы 27.04.2018 в адрес заказчика поступил запрос о дачи разъяснений аукционной документации. 03.05.2018 заказчиком на электронной площадке http://zakupki.gov.ru размещен ответ на запрос о даче разъяснений аукционной документации. Согласно, статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В связи с майскими праздниками первый рабочий день выпал на четверг 03.05.2018.
Согласно выше изложенного уполномоченным органом, заказчиком исполнены требования статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работ услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проведя анализ аукционной документации, документов предоставленных на рассмотрение данной жалобы, комиссия Красноярского УФАС России установила, что в пункте 4 "Описания объекта закупки" аукционной документации указано следующее "Работы должны выполняться согласно Ведомости объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) с использованием материалов согласно Перечню используемых товаров (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе). Работы должны выполняться материалами Подрядчика".
Согласно приложения N 2 к аукционной документации "Перечень используемых товаров необходимых при выполнении работ по замене оконных блоков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N 70" города Красноярска у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", исполнителю необходимо установить оконные блоки со следующими характеристиками:
Наименование показателей товара |
Значения показателей товара, установленные Заказчиком |
||
Минимальные значения |
Максимальные значения |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
техническое исполнение оконного блока |
|
|
пятикамерныйпрофиль, двухкамерный стеклопакет, теплоотражающее покрытие, трехстворчатый. |
материал профиля |
|
|
ПВХ |
верхняя часть |
|
|
глухая фрамуга разделенная на две части; одна часть откидная, вторая часть глухая |
нижняя часть |
|
|
средняя створка- глухая; левая и правая створки - поворотно-откидные с микропроветриванием |
комплектация |
|
|
с гребенкой на открывающиеся створки (в полной комплектации: петли, ручки) |
толщина стекла |
|
|
4 мм |
Размер оконного блока: |
|
|
|
ширина оконного блока |
|
|
2170 мм |
высотаоконного блока |
|
|
2160 мм |
Размер оконного блока: |
|
|
|
ширина оконного блока |
|
|
1900 мм |
высотаоконного блока |
|
|
1950 мм |
Размер оконного блока: |
|
|
|
ширина оконного блока |
|
|
1850 мм |
высотаоконного блока |
|
|
1850 мм |
Размер оконного блока: |
|
|
|
ширина оконного блока |
|
|
1900 мм |
высотаоконного блока |
|
|
2350 мм |
Как видно из указанного выше, параметры оконных блоков указанны с конкретными размерами.
Однако из жалобы ООО "Лидер" следует, что обществом были проведены замеры оконных блоков в МБОУ "Средняя школа N 70" согласно которым размеры указанные в документации по данной закупки не соответствуют фактическим размерам оконных блоков на объекте в связи с чем подрядчик будет вынужден уменьшит (увеличить) фактический размер оконных блоков, что повлечет изменение стоимости произведенных работ.
Комиссия по рассмотрению жалобы отмечено, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
На рассмотрение жалобы заказчик предоставил пояснения. в которых подтвердил, что заказчику не известны размеры оконных блоков и фактические размеры будут определены после проведения демонтажных работ.
Описание объекта закупки (техническое задание) представляет собой перечень требований заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам) в соответствии с которым участник закупки может сформировать свое ценовое предложение, а отсутствие в аукционной документации требований техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ в полном объеме, приводит к ограничению количества участников размещения закупки и невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие всех технических характеристик товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ в полном объеме в составе документации о торгах означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением
На основании выше изложенного комиссии Красноярского УФАС России приходит к выводу, что требования к поставляемому товару, установленные Заказчиком в позиции "Оконные блоки" перечня используемых товаров (приложение 2), влекут за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, утвердившего аукционную документацию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.В. Меньшикова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 мая 2018 г. N 596
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018