Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кужелева И.С. на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (доставке и установке малых архитектурных форм и уличной мебели, работы по замене ламп освещения и организации новых точек освещения)", извещение N 0419300000518000020 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Кужелева И.С. (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседания Комиссии состоялись 11.05.2018 в 15 часов 45 минут, 14.05.2018 в 17 часов 10 минут (по местному времени) по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 81"Д", каб.20.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представитель заказчика (на первом заседании) и представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Из содержания жалобы следует, что податель жалобы считает, что его неправомерно не допустили до участия в электронном аукционе, поскольку его заявка содержала всю необходимую информацию. Кроме того, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены сроки размещения протокола рассмотрения заявок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, указывая, что заявка подателя жалобы не содержит информации в отношении светильного оборудования, предлагаемого к использованию при производстве работ, являющихся объектом закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (доставке и установке малых архитектурных форм и уличной мебели, работы по замене ламп освещения и организации новых точек освещения".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Статья 67 Закона о контрактной системе предусматривает, в том числе, следующие действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе:
1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Из изложенного однозначно следует, что аукционная комиссия проверяет первую часть заявки только на предмет ее соответствия требованиям аукционной документации.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив аукционную документации, Комиссия установила факт наличия в ее составе инструкции по заполнению заявок, имеющую, в том числе следующее указание по заполнению первой части заявки:
"3.2.2.3. При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
3.2.2.3.1. согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в графах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" Формы 4 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" части vi "техническая часть документации об электронном аукционе", при условии содержания в документации об электронном аукционе указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
3.2.2.3.2. Согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в графах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" Формы 4 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" части vi "техническая часть документации об электронном аукционе", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Из вышеизложенных требований инструкции однозначно следует, что участникам закупки надлежит в первых частях заявок указывать информацию в отношении товара, значения показателей которого установлены заказчиком в графах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" Формы 4 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе"
Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию, Комиссия не установила факт наличия в ее составе ни формы 4, ни раздела, поименованного, как "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе", ни структурных элементов, содержащих графы "Требуемый параметр" и "Требуемое значение".
Изложенное, с учетом требований инструкции по заполнению заявок (также отраженных в информационной карте электронного аукциона), свидетельствует о том, что фактически аукционная документация не требует, чтобы первые части заявок содержали конкретные показатели товара, необходимого к использованию при производстве работ, являющихся объектом закупки.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что аукционная комиссия проверяет заявки на предмет их соответствия требованиям, установленным аукционной документацией, Комиссия приходит к выводу, что основания отклонения первой части заявки подателя жалобы, изложенные в протоколе рассмотрения заявок и представленные заказчиком в возражениях на жалобу, не являются правомерными и нарушают требования части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного, указанный довод жалобы признан Комиссией обоснованным.
При этом, анализ аукционной документации также позволил комиссии установить, что такая документация содержит информацию о товаре, который необходим к использованию при производстве работ, являющихся объектом закупки.
Однако, как установлено Комиссией выше, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не содержит требований к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и надлежащую инструкцию по ее заполнению. Указанное следует из того, что фактически заказчиком не установлено, в нарушение пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требование о предоставлении в первых частях заявок конкретных показателей товаров, необходимых для производства работ, в то время как документация содержит информацию о перечне таких товаров.
Комиссия также отмечает, что вышеуказанное нарушение, допущенное заказчиком при утверждении аукционной документации, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия обращает внимание заказчика на позицию ФАС России, изложенную в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, касающуюся содержания инструкции по заполнению заявок.
Относительно довода жалобы, касающегося нарушения сроков размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок, Комиссия отмечает следующее.
Из частей 2,6,7 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, что протокол рассмотрения заявок оформляется аукционной комиссией и размещается заказчиком в ЕИС не позднее, чем в течение 7 дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Заказчиком в извещении об электронном аукционе и аукционной документации установлен срок окончания подачи заявок 27.04.2018. Ввиду чего, учитывая требования частей 2,6,7 статьи 67 Закона о контрактной системе, заявки могут быть рассмотрены и в ЕИС размещен соответствующий протокол (с учетом положений об исчислении сроков, установленных в статье 191 ГК РФ) в срок с 28.04.2018 по 03.05.2018.
Проанализировав информацию, размещенную в ЕИС в отношении рассматриваемой закупки, Комиссия установила, что указанный срок заказчиком соблюден, протокол рассмотрения заявок размещен в ЕИС 03.05.2018.
Ввиду чего довод жалобы, касающийся действий заказчика по размещению протокола рассмотрения заявок в ЕИС, признается Комиссией несостоятельным.
Однако, Комиссия отмечает, что положения аукционной документации противоречат требованиям частей 2,6,7 статьи 67 Закона о контрактной системе (с учетом положений об исчислении сроков, установленных в статье 191 ГК РФ ), поскольку аукционная документация содержит следующие положение, касающиеся срока рассмотрения заявок.
32. |
Пункт 5.1.3 |
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе |
27.04.2018 г. (Указывается контрактной службой (контрактным управляющим) в рамках срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, который не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе) |
Изложенное, также свидетельствует, что вышеуказанное нарушение, допущенное заказчиком при утверждении аукционной документации, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Кужелева И.С. частично обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 мая 2018 г. N 599
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018