Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПромСтройМонтаж" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги общего пользования муниципального образования Филимоновский сельсовет, назначение: нежилое протяженность 470 м, идентификационный номер 04-221-838-ОП-МП-13, адрес объекта: Красноярский край, Канский район, с.Филимоново, проспект Комсомольский" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300006318000004, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 10.05.2018 поступила жалоба ООО "ПромСтройМонтаж" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала глава заказчика Мартынова О.А. (решение N 3-7 от 20.10.2015, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено нарушение требований Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования предоставить в первых частях заявок на участие в электронном аукционе конкретные значения показателей товаров, которые становятся известными только после испытаний определенной партии товара после его производства. Такие требования, по мнению подателя жалобы, являются завышенными, соответственно, приводят к ограничению количества участников закупки. В частности податель жалобы обжалует требования к показателям товаров "Щебеночно-песчаные смеси" и "Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II", содержащихся в Разделе IV "Техническое задание" аукционной документации.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик представил в письменной форме возражения, в которых не согласился с доводами жалобы на основании доводов, подробно изложенных в таких письменных возражениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования муниципального образования Филимоновский сельсовет, назначение: нежилое протяженность 470 м, идентификационный номер 04-221-838-ОП-МП-13, адрес объекта: Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, проспект Комсомольский.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, входящие в состав Раздела IV "Техническое задание" аукционной документации, Комиссия установила, что заказчиком были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы:
Наименование товара |
Характеристика товаров |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Щебеночно-песчаные смеси по ГОСТ 25607-2009
|
Зерновой состав готовой смеси должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице:
Марка щебня по дробимости (указывать в зависимости от происхождения используемого щебня): из изверженных и метаморфических пород: не ниже 800, из осадочных пород: не ниже 800, щебень из гравия: не ниже 800. Марка щебня по пластичности: не ниже марки Пл2. Число пластичности для марки по пластичности Пл1 до 1, для марки Пл2 свыше 1 до 5. Марка по морозостойкости щебня: не ниже F25. Содержание дробленных зерен в щебне из гравия: не менее 80% по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: не более 35%. Содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях: не более 20% по массе. Содержание в готовых смесях частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых), %, не более: 5 Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов: до 1500 Бк/кг |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II
|
Зерновой состав минеральной части смеси и асфальтобетона должен соответствовать указанному в таблице: В процентах по массе.
Марка вяжущего: БНД 90/130. Остаточная пористость - свыше 2,5% до 5% Содержание щебня в асфальтобетонной смеси свыше 40% до 50%. Предел прочности при сжатии: при температуре 50°С, МПа - не менее 1,0 при температуре 20°С, МПа - не менее 2,2 при температуре 0°С, МПа - не более 12,0 Водостойкость - не менее 0,85 Водостойкость при длительном водонасыщении - не менее 0,75 Водонасыщение, по объему: образцов отформованных из смеси от 1,5 до 4,0%; Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть свыше 14% до 19% Сдвигоустойчивость по: -коэффициенту внутреннего трения не менее 0,81 -сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа не менее 0,35 Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при темп. 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа от 3,0 до 6,5 Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50°С должен быть не более 0,18; Требования к материалам: Щебень марки по дробимости (указывать в зависимости от происхождения используемого щебня): -изверженных и метаморфических пород не ниже 1000; -осадочных пород не ниже 800; Марка по истираемости щебня (указывать в зависимости от происхождения используемого щебня) не ниже И2; Марка по морозостойкости щебня не ниже F50 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе не более 25 Данные характеристики указать для каждого вида применяемой фракции щебня с указанием вида фракции щебня. Марка по прочности песка из отсевов дробления не менее 600. Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, %, не более - 0,5. Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф) до 1500 Бк/кг |
В Приложении N 1 к разделу II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации заказчиком изложена инструкция по заполнению заявки, которая включает в себя следующие положения:
"Первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника на оказание услуг, выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.";
"Значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением:
Если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений; Если значение параметра установлено в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, допускается участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений. Значения параметров, указанные в заявке на участие в аукционе, должны соответствовать требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
Комиссия обращает внимание на то, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товарам, используемым при выполнении работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым работам.
Вместе с тем при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Проанализировав предъявляемые заказчиком требования к используемым товарам, с учетом необходимости соответствия показателей товаров указанным заказчиком ГОСТам, Комиссия установила, что требования к таким показателям установлены в соответствии с требованиями указанных заказчиком ГОСТов, как того требует пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия также приняла во внимание то обстоятельство, что содержащаяся в аукционной документации инструкция по заполнению заявки позволяет участникам закупки указать в заявке как конкретные значения показателей предлагаемых товаров, так и неконкретные.
Из вышеуказанного следует вывод о том, что содержание Описания объекта закупки позволяет участникам закупки определить действительную потребность заказчика в использовании при выполнении работ, являющихся объектом закупки, товаров и подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия не установила в рассматриваемых действиях заказчика при составлении описания объекта закупки в рассматриваемой части нарушений положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ПромСтройМонтаж" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2018 г. N 608
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018