Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МедикалГрупп" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой расходного материала для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200064618000058, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МедикалГрупп" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой расходного материала для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель ООО "МедикалГрупп" Торопов Д.В. (решение б/н от 05.06.2017).
Заказчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. В аукционной документации объединены товары, технологически и функционально между собой не связанные.
Из письменных пояснений заказчика следует, что КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича" работает в режиме оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Доля госпитализаций по экстренным показаниям превышает 85%. Товары, требуемые заказчику к поставке, используются в комплексе мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи больным, поступающих в медицинское учреждение. Указанные товары имеют технологическую и функциональную связь, обусловленную достижением одной цели - оказание экстренной и неотложной медицинской помощи круглосуточно 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Ежедневно в приемный покой больницы обращается порядка 160 пациентов. Тем самым, круглосуточно проводятся различные виды современной диагностики, в том числе: КТ, МРТ. УЗ-диагностика. рентгенхирургическая диагностика, эндоскопия, лабораторная диагностика.
Как следует из раздела 6 "Паспорта приемного отделения КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича", в приемном отделении оказывается экстренная терапевтическая, хирургическая, урологическая, стоматологическая, нейрохирургическая, травматологическая, гинекологическая, неврологическая, а также методы диагностики, применяемые в приемном отделении: ЭКГ, рентгенография, рентгеноскопия, компьютерная томография. УЗИ. цистоскопическая диагностика, пункции плевральной полости, пункции заднего свода и внутрисуставные пункции. Следовательно, закупаемый расходный материал используется в совокупности при проведении методов лечения и диагностических мероприятий поступающих больных по скорой неотложной и экстренной медицинской помощи.
Аналогичные аукционы на "Поставку с доставкой расходного материала для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" размещались в 2016 г. на 1 полугодие, было подано две заявки участниками электронного аукциона (извещение N 0319200064615000300), на II полугодие было подано две заявки участниками электронного аукциона (извещение N 0319200064616000154); в 2017 г. было подано две заявки участниками электронного аукциона (извещение N 0319200064615000300): в 2018 г. по настоящему аукциону, до срока окончания подачи заявок, подано две заявки участниками электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой расходного материала для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", номер извещения 0319200064618000058.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 6 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики расходных материалов для нужд медицинского учреждения (всего 94 позиции).
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком и при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемым расходным материалам с учетом собственных потребностей заказчика, и исходя из специфики осуществляемого КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича" вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Объединение в рассматриваемый объект закупки поставки расходных материалов обусловлено специализированным характером и медицинским предназначением закупаемых изделий, формированием описания объекта закупки, исходя из потребностей заказчика в комплектации лечебного учреждения - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича", с учетом специфики осуществляемого вида деятельности, выражающейся в обеспечении расходными материалами, необходимыми для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную медицинскую помощь.
Кроме того, в рассматриваемом случае описание объекта закупки в рамках определения поставщика медицинского оборудования и инструментов осуществляется заказчиком, уполномоченным органом в целях достижения максимального результата при оказании медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Учитывая вышеизложенное, обжалуемые подателем жалобы действия заказчика по объединению в рассматриваемый объект закупки поставки расходных материалов само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку, во-первых, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки, во-вторых, такие действия обусловлены необходимостью достижения конечного результата - комплектации лечебного учреждения - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича", с учетом специфики осуществляемого вида деятельности.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка расходных материалов, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Также Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с аукционной документацией участник закупи не должен обладать какими-либо разрешительными документами (например, лицензией) необходимыми для поставки товаров, входящих в предмет контракта.
Кроме того податель жалобы указывает на необходимость разделения крупного лота на несколько, при этом в жалобе не указаны пределы, по которым заказчик должен разделить лот и сформировать объект закупки так, чтобы соблюсти баланс интересов и как самого заказчика, так и участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "МедикалГрупп" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 мая 2018 г. N 604
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018