Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, извещен;
от заказчика - Малыш А.С., доверенность от 07.05.2018 N 38; - Данилочкина С.Н., доверенность от 07.05.2018 N 39;
от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., доверенность от 09.01.2018 N 2;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерпром" (далее - Общество, Заявитель) на положения аукционной документации, утверждённой - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 203+000 - км 265+000"" (извещение N 0361200015018001944) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. В нарушение требований действующего законодательства, заказчик в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
2. Заказчик в пункте 22 информационной карты аукционной документации установлен срок действия банковской гарантии не в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик прописывает в проекте контракта ответственность сторон без ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
На основании изложенного заявитель просит приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, провести проверку правомерности содержания аукционной документации на предмет соответствия действующему законодательству, а также другим документам, опубликованным в единой информационной системе в составе документации, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Уведомлением-требованием от 04.05.2018 N 05-1888 рассмотрение жалобы по существу назначено на 08.05.2018 в 16 часов 00 минут.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, явкой своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения на заседании Комиссии представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения, согласно которым просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей заказчика и уполномоченного учреждения, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
13.04.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Выполнение работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 203+000 - км 265+000"" (извещение N 0361200015018001944).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 999 945 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 07.05.2018 в 08 часов 00 минут.
Изучив первый довод заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
При этом дополнительные требования в соответствие с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 устанавливаются при закупке строительных работ, перечисленных в кодах 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014 с начальной максимальной ценой контракта выше 10 млн. рублей.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вместе с тем, исходя из технического задания, размещенного в составе аукционной документации, Комиссия пришла к выводу, что при выполнении условий контракта заключенного по результатам проведенного аукциона будет осуществляться текущий ремонт дороги.
Таким образом, установление в соответствии с позицией 2 приложения N 1 Постановления N 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по ремонту не правомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем, первый довод заявителя признается необоснованным.
Рассмотрев второй довод заявителя, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Из пункта 4.1 проекта контракта следует, что Сроки выполнения работ устанавливаются следующие:
- начало работ - с даты заключения настоящего Контракта;
- окончание работ - 30 августа 2018 года.
Согласно пункту 12.4.1 проекта контракта срок действия банковской гарантии по 30 октября 2018 года включительно, (в случае обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту банковской гарантией).
В пункте 17.1 проекта контракта указано, что Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения обязательств по нему.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в настоящее время дополнительные требования к банковской гарантии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантия, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо ограничений срока действий банковских гарантий.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии на срок контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела банковской гарантии действующим законодательством не установлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования установленные заказчиком в пункте 12.4.1 проекта контракта не нарушают требования Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод заявителя признается необоснованным.
Относительно третьего довода заявителя, Комиссия рассмотрев его по существу установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Разделом 12 проекта контракта установлены размеры штрафа за неисполнение, ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Правилами, утвержденные Постановлением N 1042.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией Сахалинского УФАС России не установлено нарушений положений Закона о контрактной системе, а также Постановление N 1042 со стороны заказчика, в связи с чем, третий довод заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерпром" на положения аукционной документации, утверждённой - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 203+000 - км 265+000"" (извещение N 0361200015018001944) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.В. Силичев
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 8 мая 2018 г. N 151/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018