Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N4 в составе:
<_>
заказчика - администрации Большеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики <_>,
в отсутствие от:
уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя -<_>надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу <_>на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Эльгера-ул. Первомайская в д. Большие АбакасыИбресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000021), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России04.05.2018 обратился<_.>.с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - администрации Большеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики, при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Эльгера-ул.Первомайская в д. Большие АбакасыИбресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000021)(далее - Электронный аукцион).
Заявитель считает, что положения аукционной документации содержат нарушения законодательства о контрактной системе, в связи с тем, что:
-описание объекта закупки по позициям 6, 7, 11"Щебень" не соответствует требованиям действующего стандарта;
- в аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении измененийв Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", (далее - постановление N570).
На основании вышеизложенного, <_>просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчиканарушения законодательства о контрактной системе не признал, указал, что извещение и аукционная документация сформированы в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является администрацияБольшеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила администрацияИбресинского района Чувашской Республики.
17.04.2018 в 15 час. 55 минуполномоченным органомна официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300004418000021о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Эльгера-ул. Первомайская в д. Большие АбакасыИбресинского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 11 791 751, 00 руб.Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом объявленной закупки являетсястроительство автомобильной дороги по ул. Эльгера-ул. Первомайская в д. Большие АбакасыИбресинского района Чувашской Республики.
Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Приложением N1 к Техническому заданиюпредусмотрена таблица требований к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов (далее - Таблица).
По доводу Заявителя о том, что описание объекта закупки по позициям 6, 7, 11 "Щебень" не соответствует требованиям, действующего стандарта, Комиссия установила следующее.
Позициями6, 7, 11 Таблицы установлены технические параметры к материалу "Щебень":
6 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка 1000, фракция 5(3)-10 мм, фракция 10-20 мм, фракция 20-40 мм, фракция 40-70 мм |
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" |
7 |
Щебень известняковый для строительных работ марки 400 фракции 40-70 мм |
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" |
11 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 10-20 мм |
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" |
Установлено, что требования кщебню регламентированы ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 определены нормативные значения для щебеня и гравияв диапазоне: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Комиссией установлено, что указанные Заказчиком в техническом задании требования к материалу не изменяют установленного ГОСТом 8267-93 требований к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик).
Таким образом, заданные заказчиком по позициям6, 7, 11 технические характеристики не отличаются от числовых значенийустановленных стандартами, следовательно, Комиссия признает довод Заявителя несостоятельным.
По доводузаявителя о том, чтов аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением N 570,Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
На основании части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего использования заказником, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", которым установлены конкретные виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц.
В силу того, что данное Постановление распространяется на такие работы как строительство и реконструкция объектов капитального строительства, а объектом данного аукциона является строительство автомобильной дороги по ул. Эльгера-ул. Первомайская в д. Большие АбакасыИбресинского района Чувашской Республики, следовательно, требование Постановления распространяется на данную закупку.
Представителем заказчика пояснено, что виды и объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту содержатся в Приложении N3 к проекту контракта, однаков проекте контракта нет отсылки на Приложение N3.
Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод Заявителя состоятельным, а в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признает нарушение части 4 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу <_>обоснованной в части довода невключения в аукционную документацию видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением N 570, признает в действиях Заказчика и Уполномоченного органанарушение части 4 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику и Уполномоченному органу предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <_>обоснованнойв части довода невключения в аукционную документацию видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением N 570;
2. Признать заказчика - администрациюБольшеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики уполномоченного органа - администрацию Ибресинского района Чувашской Республики нарушившимичасть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику - администрацииБольшеабакасинского сельского поселения Ибресинского района и уполномоченному органу - администрацииИбресинского района Чувашской РеспубликипредписаниеЧувашской Республикипредписаниеобустранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 8 мая 2018 г. N 118-К-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018