Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе: Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления, в присутствии представителей: заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" - _..;
уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" - надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своих представителей; податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ"" - своих представителей на заседание Комиссии не направил, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял; рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ"" (109651, г. Москва, ул. Перерва, д. 9, стр. 1; 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, д. 1, оф. 413; далее - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ"") на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГОБУЗ "ОКОД") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: йопромид, извещение N 0850200000418000398 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.04.2018 , и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
03.05.2018 в Новгородское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области путем передачи по подведомственности поступила жалоба участника закупки - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении им и заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: йопромид, извещение N 0850200000418000398 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.04.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" приняло участие в рассматриваемой закупке (номер заявки - 2). Аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" первая часть заявки подателя Жалобы признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по причине указания значения показателя "Количество препарата, выводящегося из организма пациента через 12 часов", несоответствующего требованиям заказчика ("92 %" при установленном требовании "не менее 93 %").
С указанным решением аукционной комиссии ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" не согласно, поскольку установленное заказчиком требование к показателю фармакокинетики лекарственного препарата (время выведения определенного процента препарата из организма человека) является неправомерным, противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) и приводит к ограничению количества участников закупки.
По мнению подателя Жалобы, указанное требование о выведении не менее 93 % препарата в течение 12 часов не имеет надлежащего обоснования в документации о закупке, и указывает на конкретного производителя единственного лекарственного препарата, соответствующего такому показателю фармакокинетики - торговое наименование "Ультравист" производство "Байер" (Германия).
Таким образом, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" считает, что заказчиком допущено необъективное описание объекта закупки, которое привело к ограничению конкуренции при проведении торгов (аукцион признан несостоявшимся, так как к участию в торгах допущен только один участник).
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Следует отметить, что доводы Жалобы о возможных нарушениях допущенных заказчиком при описании объекта закупки в документации об аукционе не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации об аукционе. Вместе с тем одновременно с рассмотрением жалобы на основании на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. Таким образом, в случае если в действиях заказчика по определению содержания документации об аукционе будут в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" считает Жалобу считают Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. N 16 от 07.05.2018), суть которых сводится к тому, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку подателя Жалобы по причине ее несоответствия требованиям документации об аукционе, а именно Техническому заданию (Приложение N 1 к документации).
Заказчик - ГОБУЗ "ОКОД" также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. N 405 от 08.05.2018), которые сводятся к следующему.
В описании объекта закупки указаний в отношении товарных знаков не предусмотрено, а также не содержится ограничивающих количество участников требований к товару.
Требование о выведении не менее 93 % препарата в течение 12 часов обусловлено возможностью возникновения нефротоксического эффекта вследствие прямого токсического влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, поэтому очевидно, что фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента. Увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск токсического поражения почек, что может привести к острой почечной недостаточности и подвергает необоснованному риску здоровье онкобольного.
Вопреки доводам Жалобы, в соответствии с требованиями Постановления N 1380 в документации об аукционе содержится обоснование необходимости установления показателя фармакокинетики закупаемого препарата.
При этом требованиям заказчика соответствуют как минимум два торговых наименования лекарственных препаратов с МНН Йопромид: Йопромид ТР (производитель ООО "МОСФАРМА", Россия) и Ультравист (производитель "Байер Фарма АГ", Германия), а не одно, как утверждает податель Жалобы.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В апреле-мае 2018 года заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" и уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: йопромид, извещение N 0850200000418000398 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.04.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 869 766,50 руб.).
Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена главным врачом ГОБУЗ "ОКОД" А.Б. Петровым 26.03.2018 (далее - Документация).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 Документации заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением N 1380.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Постановления N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата).
Вместе с тем, пунктом 6 Постановления N 1380 предусмотрено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
- обоснование необходимости указания таких характеристик;
- показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения: йопромид.
Согласно пункту 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в Техническом задании (Приложении N 1 к Документации).
Техническое задание представляет собой таблицу из 11 столбцов, содержащих наименование требуемого заказчику товара (лекарственного препарата), его показателей (характеристик) и допустимые значения этих показателей, удовлетворяющие потребностям заказчика.
В Техническом задании заказчиком указан показатель, характеризующий фармакокинетику лекарственного препарата, а именно "Количество препарата, выводящегося из организма пациента через 12 часов" с минимально допустимым значением, установленным в столбце 5 - "93 %".
В соответствии с вышеуказанными требованиями Постановления N 1380 в Техническом задании содержится обоснование необходимости указания такой характеристики:
"В отношении лекарственного препарата, в том числе, применяемого только в диагностических целях, фармакодинамика непосредственно влияет на безопасность проведения диагностики. Иное время выведения йопромида, указанное в инструкции по медицинскому применению, имеет принципиальное значение для следующих клинических ситуаций:
1. Оценка возможного интервала времени выполнения снимков сосудов и тканей после введения контрастного средства.
2. Определение времени повторного введения контрастного средства при возникшей клинической необходимости.
Таким образом, в случае экстренных ситуаций проведение повторного контрастирования при неполном выведении йопромида может негативно сказаться как на качестве снимков, что может привести к диагностическим ошибкам, так и на состоянии пациента в связи с возможностью проявления побочных эффектов из-за превышения дозы контраста".
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.04.2018 первая часть заявки ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (номер заявки - 2) признана несоответствующей требованиям Документации, поскольку в нарушение пункта 10.2 Документации в ней указано конкретное значение товара, не соответствующее требованиям Технического задания.
При заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" указало следующую информацию по показателю фармакокинетики предлагаемого к поставке лекарственного препарата:
"Препарат выводится из организма пациента через 24 часов 92 %".
Таким образом, характеристика времени выведения препарата, предложенного к поставке подателем Жалобы, не отвечала допустимым значениям, указанным в Техническом задании (24 часа вместо 12 часов, выведение 92 % препарата вместо 93 %).
Следовательно, первая часть заявки подателя Жалобы не соответствовала требованиям Документации, установленным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске участнику закупки - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" к участию в электронном аукционе является правомерным.
Доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ"" (109651, г. Москва, ул. Перерва, д. 9, стр. 1; 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, д. 1, оф. 413) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: йопромид, извещение N 0850200000418000398 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.04.2018, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 мая 2018 г. N 1904/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018