Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на положение документации об аукционе на поставку щебня и песка из отсева дробления (номер извещения: 0557600003618000027) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
16.04.2018 года Заказчиком в ЕИС извещение и документации об аукционе на поставку щебня и песка из отсева дробления (номер извещения: 0557600003618000027).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 16.04.2018 08:04.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 899 980,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 02.05.2018 11:00.
28.04.2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N282з).
Рассмотрение жалобы состоялось 08 мая 2018 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.NА077 от 28.04.2018 года).
1. В документации об аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые содержат указания на химический состав, что не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе;
2. Ограничение возможности участия Индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения;
3. В проекте контракта установлены штрафные санкции для подрядчика, превышающие размер, предусмотренный законом.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы, сообщил следующее (письменные возражения, N852 от 04.05.2018 года, в материалах дела).
1. Описание объекта закупки произведено в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, показатели относительно товаров установлены по ГОСТу.
2. Участником закупки могут быть любые лица, в том числе и ИП, в проект контракта в части цены с НДС или без, будет определено по результатам аукциона.
3. В пункте 6.6 проекта контракта допущена техническая ошибка.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к
товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что все требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены на основании ГОСТа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Объектом закупки является - "Поставка щебня и песка из отсева дробления", согласно Технического задания, качество поставляемого песка из отсева дробления фракции 0-5 мм должно соответствовать ГОСТ 8736-2014 или ГОСТ 31424-2010, а качество поставляемого щебня фракции 5-20 мм
должно соответствовать ГОСТ 8267-93.
При формировании технического задания, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок.
При этом в инструкция для участников закупки, установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
Первая часть на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), а также наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
При описании предлагаемого к поставке товара, значения установленных Техническим заданием показателей товара приводятся в заявке участника закупки в соответствии с порядком указания таких значений, который определён (установлен) в открытых источниках информации непосредственно самим Производителем товара или соответствующими нормативными документами: либо в виде одного конкретного значения показателя либо в виде диапазона значений показателя. Указанный порядок не применяется в отношении фиксированных значений соответствующего показателя товара, которые установлены Техническим заданием и не могут изменяться согласно установленным требованиям.
Из письменных возражений Заказчика установлено, что: требования к показателям устанавливаются в рамках/диапазоне, предъявляемых стандартизирующими документами. Следовательно, отклонение от данных рамок/диапазонов приведет к ухудшению качества автомобильных дорог и, как следствие, трате бюджетных средств, недовольству пользователей данной дороги.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит объективный характер и не противоречит действующим государственным техническим стандартам.
Подателем жалобы также не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара, в том числе, непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
С учетом того, что подателем жалобы не представлены документальные доказательства в обоснование своей позиции, сделать вывод о том, что
спорные показатели товаров носят избыточный характер, и их возможно указать только по результатам испытания, не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию требований к характеристикам необходимого к поставке в рамках настоящей закупки товара нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения
2. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные
зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой
лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей,
связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 2.2 проекта контракта цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе и контрактом. В цену контракта входят все налоги, пошлины и сборы, которые поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по настоящему контракту в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.4 проекта контракта цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий Контракта.
Из изложенного следует, что Заказчик предусмотрел возможность заключения контракта с физическим лицом.
Пунктом 2.6. проекта контракта установлено, что оплата товара Заказчиком производится по безналичному расчету в течение 30 дней, с момента предъявления Поставщиком счета и накладной, надлежащим образом оформленных, на поставленный товар в адрес Заказчика.
Требование о предоставлении счета-фактуры, как указано в жалобе Заявителя не нашло своего подтверждения.
Таким образом, доводы ООО "Изидолг" не обоснованы.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Начальная (максимальная) цена контракта оспариваемого аукциона 3 899 980,00 рублей, соответственно согласно пункта "б" Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 5% от цены контракта.
В пункте 6.6. проекта контракта установлено, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом в соответствии с порядком установленным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063, составляет 10 % цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной, в части.
2. Установить в действиях Заказчика - МУП "Дорожно-строительное управление" г.В-Луки нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений положений документации об аукционе, путём внесения изменений в пункт 6.6 проекта контракта при направлении победителю аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России, для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 мая 2018 г. N 44-28/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018