Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-Б" (далее также - ООО "Арсенал-Б", заявитель, общество), - представителя по доверенности Цырулева А.А.,
от заказчиков, муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 210", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 29" (далее также - заказчики), представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - уполномоченный орган, департамент), - представителей по доверенности Беляевой Н.М., Юртайкиной И.Ю.,
от департамента образования мэрии города Ярославля - представителя по доверенности Чупраковой Ю.И.,
от оператора электронной площадки, закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-Б" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного электронного аукциона на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (извещение N 0371300027818000166) (далее также - совместный электронный аукцион, совместный аукцион, электронный аукцион, аукцион, закупка) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
28.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Арсенал-Б" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного электронного аукциона на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (извещение N 0371300027818000166) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала участнику закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия предлагаемых в первой части заявки для выполнения работ, являющихся объектом закупки, товаров требованиям государственных стандартов. По мнению заявителя, все указанные конкретные значения соответствуют "ГОСТ 7798-70. Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", а соответственно, и документации об электронном аукционе, и следовательно, заявка ООО "Арсенал-Б" полностью соответствует установленным требованиям.
Таким образом, общество считает, что действия аукционной комиссии уполномоченного органа являются неправомерными, в связи с чем просит признать жалобу обоснованной и выдать аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционной комиссией законно и обоснованно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в данном электронном аукционе на основании имеющихся в распоряжении Комиссии документов и сведений. Просят признать жалобу общества необоснованной.
Представитель департамента образования мэрии г. Ярославля поддержал позицию уполномоченного органа, считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 16.03.2018 размещено извещение N 0371300027818000166 о проведении совместного электронного аукциона на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре вместе с документацией об электронном аукционе.
Заказчиками выступили:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 210" (заказчик N 1),
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 29" (заказчик N 2).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 952 533,90 руб., в том числе:
1 090 271,62 руб. - цена контракта с заказчиком N 1,
2 862 262,28 руб. - цена контракта с заказчиком N 2.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре. Описание объекта закупки содержится в технических заданиях, представленных в составе документации о проведении совместного электронного аукциона (пункт 5 главы 3 "Информационная карта" части I "Совместный электронный аукцион" документации об электронном аукционе).
Требования к содержанию и составу заявки на участие в совместном электронном аукционе, инструкция по ее заполнению содержатся в пункте 14 главы 3 "Информационная карта" части I "Совместный электронный аукцион" документации об электронном аукционе.
Так, первая часть заявки на участие в совместном электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о проведении совместного электронного аукциона, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным в приложениях N 3 к техническим заданиям заказчиков NN 1-2 и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров.
Согласно части II "Описание объекта закупки (Технические задания)" документации об электронном аукционе конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров должны соответствовать значениям, установленным в приложении N 3 к техническому заданию.
В соответствии с требованиями приложения N 3 "Требования к качественным, техническим характеристикам материалов (товаров), их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным сведениям о материалах (товарах), представление которых предусмотрено документацией о проведении совместного электронного аукциона" к техническим заданиям заказчиков NN 1-2 последними установлены требования к товарам, которые необходимо использовать при выполнении закупаемых работ.
Положениями части II "Описание объекта закупки (Технические задания)" документации об электронном аукционе также предусмотрено, что работы по установке ограждения выполняются подрядчиком средствами и материалами, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему. Подрядчик обязан соблюдать нормативные документы, действующие на территории Российской Федерации, в том числе "ГОСТ 7802-81. Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры" (далее - ГОСТ 7802-81), "ГОСТ 7798-70. Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" (далее - ГОСТ 7798-70), "ГОСТ 7796-70. Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" (далее - ГОСТ 7796-70).
Также заказчиком и уполномоченным органом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, согласно которой участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию в полном объеме и готовит свое предложение с учетом требований и показателей, установленных в такой документации. Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, установлено, что участником закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) в составе первой части заявки на участие в данном аукционе представлена таблица, в которой указаны характеристики предлагаемых к использованию данным участником при выполнении работ, являющихся объектом закупки, товаров, в том числе:
Для заказчика N 1:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. измер. |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником |
2. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
8 |
20 |
8 |
мм |
Высота головки |
4,0 |
|
5,3 |
||
мм |
Длина резьбы |
22 |
52 |
22 |
||
мм |
Диаметр головки |
|
44 |
14,2 |
||
мм |
Длина болта |
30 |
|
30 |
||
5. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
12 |
20 |
12 |
- |
Резьба |
мелкая |
крупная |
мелкая |
||
мм |
Размер "под ключ" |
|
27 |
18 |
||
мм |
Шаг резьбы |
1,25 |
2,5 |
1,25 |
||
мм |
Диаметр стержня |
12 |
|
12 |
||
10. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
|
16 |
12 |
- |
Резьба |
мелкая |
крупная |
мелкая |
||
мм |
Размер "под ключ" |
|
24 |
18 |
||
мм |
Длина болта |
40 |
|
40 |
||
мм |
Высота головки |
|
10,0 |
7,5 |
||
мм |
Шаг резьбы |
1,25 |
2,0 |
1,25 |
||
мм |
Диаметр стержня |
|
16 |
12 |
Для заказчика N 2:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. измер. |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником |
2. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
8 |
20 |
8 |
мм |
Высота головки |
4,0 |
|
5,3 |
||
мм |
Длина резьбы |
22 |
52 |
22 |
||
мм |
Диаметр головки |
|
44 |
14,2 |
||
мм |
Длина болта |
30 |
|
30 |
||
3. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
12 |
20 |
12 |
- |
Резьба |
мелкая |
крупная |
мелкая |
||
мм |
Размер "под ключ" |
|
27 |
18 |
||
мм |
Шаг резьбы |
1,25 |
2,5 |
1,25 |
||
мм |
Диаметр стержня |
12 |
|
12 |
||
9. |
Болт Торговой марки не имеет |
мм |
Номинальный диаметр резьбы |
|
16 |
12 |
- |
Резьба |
мелкая |
крупная |
мелкая |
||
мм |
Размер "под ключ" |
|
24 |
18 |
||
мм |
Длина болта |
40 |
|
40 |
||
мм |
Высота головки |
|
10,0 |
7,5 |
||
мм |
Шаг резьбы |
1,25 |
2,0 |
1,25 |
||
мм |
Диаметр стержня |
|
16 |
12 |
Как пояснили на заседании Комиссии представители уполномоченного органа, исходя из требований документации об электронном аукционе (части II "Описание объекта закупки (Технические задания)" и приложения N 3 "Требования к качественным, техническим характеристикам материалов (товаров), их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным сведениям о материалах (товарах), представление которых предусмотрено документацией о проведении совместного электронного аукциона" к техническим заданиям заказчиков NN 1-2) следует, что заказчикам при выполнении закупаемых работ требуется использование трех товаров "Болт" (позиции 2, 5 и 10 - для заказчика N 1 и позиции 2, 3 и 9 - для заказчика N 2), качественные характеристики которых, в сою очередь, не должны противоречить требованиям, установленным ГОСТ 7802-81, ГОСТ 7796-70 и ГОСТ 7798-70, соответственно.
Определить, какой из болтов, какому государственному стандарту должен соответствовать, по мнению представителей уполномоченного органа, для профессионального подрядчика в данном случае не представляется затруднительным. Так, например, характеристика "Диаметр головки" товара "Болт" по позиции 2 соответствует в данном случае только болтам с полукруглой головкой (у болтов с шестигранной головкой такая характеристика отсутствует), следовательно, этот товар должен (и может) соответствовать исключительно ГОСТ 7802-81. Относительно двух других болтов - из установленных минимальных и максимальных значений показателей (например, "Размер "под ключ" и "Номинальный диаметр резьбы") представляется возможным определить, что товар "Болт" по позиции 5 (для заказчика N 1) и по позиции 3 (для заказчика N 2) долен соответствовать ГОСТ 7796-70, а товар "Болт" по позиции 10 (для заказчика N 1) и 9 (для заказчика N 2) - ГОСТ 7798-70.
В период установленного срока подачи заявок на участие в данном аукционе запросов от потенциальных подрядчиков на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе в указанной части (относительно установленных характеристик необходимых к использованию при выполнении закупаемых работ товаров) в адрес заказчика и уполномоченного органа не поступало.
Вместе с тем, как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, участником закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) в данном случае по всем трем позициям (позиции 2, 5 и 10 - для заказчика N 1 и позиции 2, 3 и 9 - для заказчика N 2) предлагается использовать при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, товар "Болт", соответствующий ГОСТ 7798-70, соответственно, при указании значений показателей требующихся заказчикам болтов в первой части заявки на участие в аукционе данный участник закупки также руководствовался исключительно положениями ГОСТ 7798-70.
Таким образом, из анализа положений документации об электронном аукционе, требований вышеуказанных государственных стандартов, а также заявки участника закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) Комиссией установлено следующее.
1. По позиции 2 (для заказчиков NN 1-2) участником закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) предлагается использовать болты с высотой головки 5,3 мм и диаметром головки 14,2 мм, а также номинальным диаметром резьбы 8 мм, однако, согласно пункту 2 (таблица 1) ГОСТ 7802-81 для болтов с номинальным диаметром резьбы 8 мм значение показателя "Диаметр головки" составляет 18 мм, показателя "Высота головки" - 4,0 мм.
2. По позициям 5 (для заказчика N 1) и 3 (для заказчика N 2) участником закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) предлагается использовать болты, размер "под ключ" которых составляет 18 мм, а номинальный диаметр резьбы - 12 мм. Вместе с тем согласно пункту 2 (таблица 1) ГОСТ 7796-70 для болтов с номинальным диаметром резьбы 12 мм значение показателя "Размер "под ключ" составляет 17 мм. Более того, значение данного показателя равное 18 мм и указанное обществом вовсе не предусмотрено названным государственным стандартом.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что участник закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) предлагает к использованию при выполнении закупаемых работ часть товаров с характеристиками, противоречащими требованиям действующих государственных стандартов, что не соответствует установленным заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе требованиям к таким товарам.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в совместном электронном аукционе N 359 от 20.04.2018 аукционной комиссией уполномоченного органа было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14) по причине не соответствия данной заявки установленным документацией требованиям:
"
".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что аукционная комиссия уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля, правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Арсенал-Б" (порядковый номер заявки N 14).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-Б" (ИНН 7627040735, ОГРН 1147627000806) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102), при проведении совместного электронного аукциона на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (извещение N 0371300027818000166) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 мая 2018 г. N 05-02/104Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018