Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Торговый Дом "Винар-М" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", заказчик) - исполняющего обязанности главного врача Трубникова А.Е.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Винар-М" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N0371200015318000022) (далее - аукцион), осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N0371200015318000022).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что заказчиком в аукционной документации на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N0371200015318000022) установлены ограничивающие количество участников закупки требования к гарантийному сроку хранения материалов для стерилизации (5 лет и 36 месяцев) и к размерам закупаемых материалов для стерилизации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 24.04.2018 размещено извещение N0371200015318000022 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации вместе с аукционной документацией.
Оценивая доводы заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N0371200015318000022) установлены ограничивающие количество участников закупки требования к гарантийному сроку хранения материалов для стерилизации (5 лет и 36 месяцев) и к размерам закупаемых материалов для стерилизации, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в числе которых, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик указал наименование объекта закупки - поставка пакетов и индикаторов для стерилизации для нужд ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", а также функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, среди который оспариваемыми являются следующие:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1. |
Пакет бумажный самоклеящийся плоский с индикатором для паровой и воздушной стерилизации 200х330 мм (100шт/упаковка) белые |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 200*330 мм |
2. |
Пакет для воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором воздушной стерилизации 75х200 мм (100шт/упаковка) |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 75*200 мм
|
3. |
Пакет для паровой, стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеющийся с индикатором для паровой стерилизации 90х180 мм (100шт/упаковка) |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 90*180 мм |
4. |
Пакет воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором 100х250 мм (100шт/упаковка) |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 100*250 мм |
5. |
Пакет для воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором воздушной стерилизации 100х200 мм (100шт/упаковка) |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 100*200 мм
|
6. |
Пакет бумажный самоклеящийся плоский с индикатором для паровой и воздушной стерилизации 155х260 мм (100шт/упаковка) белые |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 155х260 мм |
7. |
Пакет воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором 150х250 мм (100шт/упаковка) |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 150*250 мм |
8. |
Рулоны комбинированные(бумага/пленка) для паровой стерилизации 50 мм х200 м |
Срок годности упаковки не менее 5 лет. Размер 50 мм*200 м |
9. |
Рулоны комбинированные(бумага/пленка) для паровой стерилизации 200 мм х 200 м |
Срок годности упаковки не менее 5 лет. Размер 200 мм*200 м |
10. |
Индикаторы для паровой стерилизации химические одноразовые 4 класс форвакуумные 134/5 (2000 шт в упаковке) |
Гарантийный срок хранения 36 месяцев. |
В рамках заседания Комиссии заказчик отметил, что установление в аукционной документации оспариваемых заявителем требований к заявленным заказчиком к поставке товарам (гарантийный срок хранения 5 лет и 36 месяцев в зависимости от позиции товара, а также размера стерилизационных материалов) обусловлено спецификой лечебного учреждения, потребностью заказчика и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Заказчик пояснил, что наличие таких продолжительных гарантийных сроков хранения обусловлено спецификой оборота медицинских изделий в учреждении. В разных подразделениях медицинского учреждения средства для стерилизации используются с разной интенсивностью. При необходимости закупки новой партии оставшиеся материалы для стерилизации с не истекшим сроком годности будут распределяться между подразделениями медицинского учреждения и будут в дальнейшем использоваться одновременно с новыми закупленными стерилизационными материалами.
Установленные в аукционной документации сроки хранения гарантируют использование материалов для стерилизации без нарушения сроков годности. Закупать новую партию материалов для стерилизации планируется исходя из количества оставшегося пригодного для использования стерилизационного материала в медицинском учреждении.
При этом в технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требованиях, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, единые требования к гарантийному сроку хранения стерилизационных материалов отсутствуют.
Оснований не доверять пояснениям заказчика у Комиссии не имеется, при этом в тексте жалобы заявителя, поданной в Ярославской УФАС России, отсутствуют ссылки на положения ГОСТа или иного документа, в котором содержатся сведения о предельном (допустимом) гарантийном сроке хранения стерилизационных материалов.
Установление аукционной документации конкретных размеров пакетов и рулонов для стерилизации для каждой из девяти позиций связано с наличием у заказчика специализированного инструментария, а также стерилизационного оборудования, для которых закупаются соответствующего размера пакеты и рулоны. Использование широкого размерного ряда стерилизационных материалов оптимально для обеспечения качественного процесса стерилизации.
В качестве предмета закупки обозначена поставка материалов для стерилизации, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющиеся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить материалы для стерилизации, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Доказательств того, что указанные в аукционной документации товары могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Кроме того, заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка (в адрес потенциальных поставщиков направлены соответствующие запросы) и выявлено, что поставку материалов для стерилизации может осуществить несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Медицинская Компания КОН" (коммерческое предложение от 11.04.2018), ООО "Медком" (коммерческое предложение от 12.04.2018), ООО "Лабораторные технологии" (коммерческое предложение от 11.04.2018).
Вместе с этим, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 371200015318000022 от 03.05.2018 на участие в закупке подано три заявки. Все поданные заявки допущены до участия в аукционе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию требований к характеристикам необходимого к поставке в рамках настоящей закупки товара нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Торговый Дом "Винар-М" (ИНН 7710280179, ОГРН 1027739507289) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N0371200015318000022) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н. Смирнова Т.А. _______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 мая 2018 г. N 106Ж-18(5482/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018