Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\,
при участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - заказчик) - \\\; представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - \\\;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Закрытого акционерного общества "Амилорос" (далее - ЗАО "Амилорос", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке главы 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Амилорос" на положения документации о проведении электронного аукциона "Поставка спецпитания".
В соответствии с доводами жалобы в Техническом задании документации закупки в отношении предмета закупки установлены требования к составу и компонентам товара, показателям вкусовых добавок, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об аукционе составлена в соответствии с потребностями заказчика и требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Из материалов жалобы установлено, что уполномоченным органом 27.04.2018 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000118001463 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку спецпитания (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 866 215 рублей 55 копеек.
Согласно части III документации об аукционе к поставке требуется:
Кисель сухой |
Гранулированная или порошкообразная масса с включениями составляющих компонентов продукта. Предназначен для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда, равноценный молоку. Не содержит биологические добавки. В составе обязательно содержание овса, аминокислот, экстрактов лекарственных трав, натуральных специй, фруктов и ягод. Концентрат сухого напитка. Готовый напиток заменяет 500 миллилитров молока. Масса нетто продукта в единице потребительской упаковки 20 грамм. С указанной на упаковке датой изготовления. Вкусы: 1) абрикос-, 2) малина, 3) клубника,4) клюква. |
Кисель сухой с пектином |
Гранулированная или порошкообразная масса с включениями составляющих компонентов продукта. Предназначен для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда, равноценный молоку. Не содержит биологические добавки. Концентрат сухого напитка, содержащий пектин. В составе обязательно содержание овса, экстрактов лекарственных трав, натуральных специй, зелени, фруктов и ягод, пектина не менее 2 гр. на порцию. Готовый напиток заменяет 500 миллилитров молока. Масса нетто продукта в единице потребительской упаковки 20 грамм. С указанной на упаковке датой изготовления. Вкусы: 1) абрикос-, 2) малина, 3) клубника,4) клюква. |
Заявитель, посчитав, что установление заказчиком требования субъективны и направлены на ограничение количества участников закупки, а не на удовлетворение действительных потребностей учреждения, обратился с жалобой в Иркутское УФАС России.
Комиссия Иркутского УФАС России, выслушав возражения заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 44-Ф).
Согласно п. 1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к лекарственным препаратам должен также учитываться и медицинские аспект.
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее - Приказ N 45) помимо поставки молочных продуктов, указанный приказ предусматривает поставку других равноценных продуктов, в связи, с чем заказчик предусмотрел поставку продуктов питания для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с таблицей N 1 Приказа N 45.
Согласно пояснениям заказчика требования к товару обусловлены потребностями заказчика, а наличие комплекса биологически активных веществ имеет большое значение для детоксикации организма, позволяя обеспечить борьбу с оксидантами, образующимися как промежуточный продукт при метаболизме. Комплекс компонентов, содержащихся в лекарственных травах, овсе, минералах, натуральных специях, фруктах, ягодах обеспечивает ферментную систему организма биологически активными веществами, которые участвуют в этом процессе.
Комиссией установлено, что документация об аукционе не содержит в себе указания на товарный знак, производителя необходимого ему спецпродукта, следовательно, заказчиком соблюдены требования ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Предметом рассматриваемой закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Кроме того, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.
В соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты. Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов ЗАО "Амилорос", а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный документацией об аукционе.
Согласно представленным заказчиком, уполномоченным органом документам, на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, которые предложили товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Амилорос" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Оператору электронной площадки отменить приостановление закупки в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 мая 2018 г. N 559/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018