Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>, <_>, <_>, при участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская туберкулезная больница" (далее - заказчик) - <_>, <_>, <_>, в отсутствие представителей Закрытого акционерного общества "АМИЛОРОС" (далее - заявитель) уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку специализированного пищевого продукта диетического профилактического питания при вредных условиях труда для замены молока, извещение N 0334200008618000043, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 08 мая 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, описание объекта закупки - специализированного продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания для замены молока при вредных условиях труда в виде киселя, указанное в документации об электронном аукционе не соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 мая 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0334200008618000043, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку специализированного пищевого продукта диетического профилактического питания при вредных условиях труда для замены молока (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 187 286 руб. 00 коп.
Дата окончания срока подачи заявок установлена 11.05.2018 года
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
В Техническом задании документации об электронном аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика.
Cогласно части III "наименование и описание объекта закупки (техническое задание) " документации об электронном аукционе к поставке требуется:
N п/п |
Наименование |
Техническая характеристика |
Ед. изм. |
кол-во |
1 |
Напиток взамен молока и для программ комплексного оздоровления сотрудников |
Напиток для диетического (профилактического) питания - (в ассортименте), обогащенный витаминами, обеспечивающий эффективность процесса детоксикации и защиты от вредных производственных факторов. Назначение продукта: Один пакет используется для замены 0,5 литра молока в составе диетического (профилактического) питания работников при вредных условиях труда (по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 45н от 16.02.2009 г.) Требования к составу продукта: в составе обязательное содержание витаминов (- антиоксиданты (витамины А, С, Е, бета-каротин) - полный комплекс витаминов группы В (В1, В2, В6, В12, РР, пантотеновую кислоту, фолиевую кислоту, биотин), витамины D и К - фруктозу или сахар, - натуральные красители: свекольный сок, бета-каротин - ароматизаторы натуральные.). Обязательно отсутствие ГМО, искусственных красителей, консервантов и веществ, стимулирующих нервную систему (кофеин и др.). Используемые ароматизаторы: натуральные. Требования к форме продукта: сухая порошкообразная или гранулированная смесь, упаковка от 10 до 25 граммов (на 1 порцию, заменяющую 0,5 литра молока). Условия хранения: до +25 С |
шт |
500 |
2 |
Кисель взамен молока и для программ комплексного оздоровления сотрудников |
Кисель для диетического (профилактического) питания - (в ассортименте), обогащенный витаминами, обеспечивающий эффективность процесса детоксикации и защиты от вредных производственных факторов. Назначение продукта: Один пакет используется для замены 0,5 литра молока в составе диетического (профилактического) питания работников при вредных условиях труда (по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 45н от 16.02.2009 г.) Требования к составу продукта: в составе обязательное содержание витаминов (- антиоксиданты (витамины А, С, Е, бета-каротин) - полный комплекс витаминов группы В (В1, В2, В6, В12, РР, пантотеновую кислоту, фолиевую кислоту, биотин), витамины D и К - фруктозу или сахар, - натуральные красители: свекольный сок, бета-каротин - ароматизаторы натуральные.). Обязательно отсутствие ГМО, искусственных красителей, консервантов и веществ, стимулирующих нервную систему (кофеин и др.). Используемые ароматизаторы: натуральные. Требования к форме продукта: сухая порошкообразная или гранулированная смесь, упаковка от 20 до 25 граммов (на 1 порцию, заменяющую 0,5 литра молока). Условия хранения: до +25 С |
шт |
13100 |
3 |
Кисель с пектином взамен молока и для программ комплексного оздоровления сотрудников |
Кисель для диетического (профилактического) питания - (в ассортименте), обогащенный витаминами, обеспечивающий эффективность процесса детоксикации и защиты от вредных производственных факторов. Назначение продукта: Один пакет используется для замены 0,5 литра молока в составе диетического (профилактического) питания работников при вредных условиях труда (по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 45н от 16.02.2009 г.) Требования к составу продукта: в составе обязательное содержание витаминов (- антиоксиданты (витамины А, С, Е, бета-каротин) - полный комплекс витаминов группы В (В1, В2, В6, В12, РР, пантотеновую кислоту, фолиевую кислоту, биотин), витамины D и К - природный пектин 2г - фруктозу или сахар, - натуральные красители: свекольный сок, бета-каротин - ароматизаторы натуральные.). Обязательно отсутствие ГМО, искусственных красителей, консервантов и веществ, стимулирующих нервную систему (кофеин и др.). Используемые ароматизаторы: натуральные. Требования к форме продукта: сухая порошкообразная или гранулированная смесь, упаковка от 20 до 25 граммов (на 1 порцию, заменяющую 0,5 литра молока). Условия хранения: до +25 С |
шт |
410 |
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. N45 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее - Приказ N45). Кроме того, помимо поставки молочных продуктов, указанный приказ предусматривает поставку других равноценных продуктов, в связи, с чем заказчик предусмотрел поставку продуктов питания для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с таблицей N 1 Приказа N45.
В ходе рассмотрения жалобы, представители заказчика пояснили, что, закупка соответствующего продукта связана, в том числе с тем, что в коллективе больнице имеет место высокий уровень заболеваемости среди работников, работающих с вредными условиями труда. Так под действие Приказа N45 попадают работники, занятые с больными людьми, имеющими венерические заболевания, сотрудники, работающие в бактериологических лабораториях, контактирующие с целым комплексом токсических органических и неорганических соединений: реактивы, катализаторы и продукты их обмена, а также подвергающиеся воздействию физических факторов: ультрафиолетовые и другие воздействия. В связи с этим, вопрос о профилактике их негативного воздействия на организм носит комплексный характер и должен решается с учетом всего комплекса процесса детоксикации, биотрансформации и выведения ксено - и экзобиотиков.
Таким образом, большое значение для детоксикации организма имеет наличие комплекса биологически активных веществ, которые обеспечивали бы процесс метаболизма на I и II фазе, а также борьбу с оксидантами, которые образуются как промежуточный продукт при метаболизме. Учитывая то, что многие компоненты продуктов питания влияют на конкретные фазы процесса биотрансформации и выведения токсинов, заказчик указал в документации об электронном аукционе требование, о том, чтобы специализированный пищевой продукт диетического профилактического питания, содержал весь перечень минералов, витаминов, антиоксидантов.
Следовательно, только комплекс компонентов, содержащихся в овсе, лекарственных травах, минералах и натуральных специях, может обеспечить ферментную систему организма биологически активными веществами, которые участвуют в процессе.
Товар относиться к продуктам быстрого приготовления, обогащен витаминами и минеральными веществами, предназначенными для работников, занятых на работах вредными условиями труда, а также в условиях повышенной ответственности, интенсивной физической и умственной нагрузке.
Одни стакан готового продукта (20 мл.) готового продукта используется в качестве замены молока 0,5 литров в соответствующий диетическому (профилактическому) питанию работников при вредных условиях труда по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N45н.
Указанные требования к продукту в документации необходимы для снижения риска развития заболеваний у персонала, занятого на работах с вредными условиями труда в медицинском учреждении.
Относительно температурного хранения, заказчик пояснил, что заказчик осуществляет трудовую деятельность в условиях резко континентального климатом с повышением температурного режима в летний период до +30 С. Заявитель жалобы ссылается на нарушение СанПиН 2.1.3.1375-03 в частности установления температуры в помещениях лечебных учреждений, в том числе дневном стационаре и далее уточняет (Вестибюли, помещения для приема пищи, компрессорные, ингаляторные, бельевые и кладовые помещения +18). Вместе с тем, заявитель жалобы ссылается на нормы не действующего СанПиН 2.1.3.1375-03. указанный документ утратил свою силу согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 N124 (зарегистрированного в Минюсте России 18.06.2003, регистрационный N4709).
При этом, заказчик уточняет, что температурный режим указан в верхнем пределе до +25С, а в соответствии с ГОСТ 30494-2011, оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне общественных и административных зданий с постоянным пребываем людей допустим и свыше +25 С.
Более того, в связи с тем, что сотрудники заказчика, в соответствии со сложившимся внутренним трудовым распорядком, в организации заказчика, посменный трудовой режим, не имеют трудовой возможности получать индивидуально и ежедневно продукт диетического и профилактического питания на складе работодателя, поскольку склад может быть в вечернее время закрыт, в связи окончанием рабочего времени работников склада или сотрудник склада уезжает получать другой товар для нужд заказчика, получение работниками лично на складе не представляется возможным.
Поэтому получением продукта диетического и профилактического питания занимается уполномоченное лицо службы охраны труда, в соответствии с законодательством, продукция получается на складе и переносится уполномоченным лицом в места постоянного пребывания сотрудников. После чего начинается выдача на рабочих местах. Сотрудникам второй смены выдается в вечернее время после прихода на работу. До этого момента продукт диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда находится у уполномоченного лица в местах постоянного пребывания сотрудников. Поскольку продукт является эргономичным, то это не затрудняет трудового процесса работников. В пятницу, в связи с окончанием рабочей недели, сотрудников склада, продукт, уполномоченным лицом получается на выходные дни (субботу, воскресенье), поскольку работа в лечебном учреждении посменная, и работники, продолжают трудовые функции по своему графику работы.
Таким образом, продукт диетического (лечебного и профилактического) питания будет находиться на местах постоянного пребывания работников после его получения на складе, до получения работниками продукта. В местах постоянного пребывания сотрудников медицинского учреждения температурный режим регламентируется в соответствии СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", введенным в действие Постановлением от 18 мая 2010 года N58 Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации. Указанный нормативный документ регламентируется на постоянных рабочих местах, где медицинский персонал находится свыше 50% рабочего времени или более 2 ч непрерывной работы, должны обеспечиваться параметры микроклимата в соответствии с холодным и переходным сезоном (среднесуточной температурой наружного воздуха 10°С и ниже) 18-23°С, теплым сезоном (среднесуточной температурой наружного воздуха 10°С и выше) 21-25°С. В связи с тем, что продукты диетического и (лечебного профилактического) питания не являются скоропортящимся продуктами и имеют длительный срок хранения, то закупка осуществляется на 12 месяцев.
Соответственно, в летний период, продукт, по закупке, также будет применяться. А в летний период температурный режим не может быть менее 21-25°С в местах постоянного пребывания, иначе будет нарушение сроков хранения и качество продукта может пострадать.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, соответствующие требованиям аукционной документации (согласно протоколу N0334200008618000043-1 от 15.05.2018 г.), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении закупки.
Пунктом 3.33 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя указанные в жалобе являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "АМИЛОРОС" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3.Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_>
<_> |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 мая 2018 г. N 562/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018