Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Медпроект"(300001, г. Тула, ул. Марата, д.184 "б", оф.220-б) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации(620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, оф. 250), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона напоставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспеченияими инвалидов в 2018 году, в количестве 350 шт. (извещение N 0262100002918000171),Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "Медпроект"(вх. N01-8630 от 28.04.2018 г.) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2018 году, в количестве 350 шт. (извещение N 0262100002918000171)Закона о контрактной системе,соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
ПредставителиЗаказчикас доводами жалобыне согласились. Просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
13.04.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0262100002918000171и документация об аукционе напоставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2018 году, в количестве 350 шт.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 072 840,50 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых всоответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми внациональной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что раздел IV "Описание объекта закупки" содержит обоснование необходимости использования технических и функциональных характеристик, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации. Технические характеристики слуховых аппаратов, призваны обеспечить получение максимально возможного реабилитационного эффекта при использовании конечными потребителями. В частности:
- функция бинауральной синхронизации - восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости пользователем.
- возможность перемещения неслышимых звуков высокой частоты в область низкочастотного диапазона слышимости - позволяет пользователю с потерей слуха в области высоких частот слышать высокочастотные звуки (включая шипящие и свистящие буквы).
Согласно ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний"список технических характеристик и функций аппаратов слуховых не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТа установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что функция бинауральной синхронизации - восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости пользователем. Данная функция используется во всех случаях бинауральногослухопротезирования. Отсутствие данной функции ограничивает возможность бинауральногослухопротезирования. Возможность перемещения неслышимых звуков высокой частоты в область низкочастотного диапазона слышимости - позволяет пользователю с потерей слуха в области высоких частот слышать высокочастотные звуки (включая шипящие и свистящие буквы). Данная функция позволяет пользователю слышать высокочастотные звуки не доступные при традиционном подходе к усилению слухового аппарата, что является значимым для качественного слухопротезирования. Закупка слуховых аппаратов без указанных функций не позволит достичь необходимый реабилитационный эффект для получателей и соответственно приведет к невозможности исполнения Заказчиком полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Конкретные технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов устанавливаются заказчиком исходя из индивидуальных особенностей получателей, с учетом наиболее востребованных у инвалидов моделей и модификаций слуховых аппаратов, усовершенствованных с учетом постоянно развивающегося рынка технических средств реабилитации, а также с учетом предпочтений данных лиц, сложившихся в процессе длительного использования определенных средств реабилитации. Таким образом, при формировании заказа, заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.
В разделе IV "Описание объекта закупки" документации о проведении электронного аукциона установлены характеристики слухового аппарата цифрового заушного средней мощности (17-01-07)*, а именно тип обработки цифрового сигнала: многоканальный или бесканальный: не менее 20 каналов цифровой обработки или бесканальный.
В обосновании необходимости использования технических и функциональных характеристик заказчик указывает что большее количество каналов, либо бесканальная технология обработки звукового сигнала позволяет значительно улучшить разборчивость речи инвалида по слуху.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что бесканальный тип обработки цифрового сигнала анализирует каждый входящий звук на особом уникальном уровне и устанавливает необходимое усиление 20 000 в секунду, тем самым аккуратно усиливая каждую индивидуальную фонему. То есть, система работает, постоянно предъявляя усиление, не разделяя входящий звуковой сигнал на зафиксированные каналы или полосы (как в большинстве слуховых аппаратов), таким образом, даёт точное и плавное усиление на всём диапазоне частот. Эквивалентность между бесканальной обработкой и канальной достигается только при условии увеличения количества цифровых каналов, что обеспечивает аналогичную сглаженную кривую усиления. Бесканальный тип обработки цифрового сигнала на сегодняшний день является приоритетным для качественного слухопротезирования.
На основании представленной информации Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу что технические характеристики определенные заказчиком не ограничивает круг участников. Слуховые аппараты, отвечающие потребностям Заказчика, находятся в свободно обращаются на рынке и предлагаются к поставке различными участниками рынка. На этапе подачи заявок на участие в аукционе N0262100002918000171 комиссией рассматривались 2 заявки.
Кроме того, действующим законодательством в отношении медицинских изделий не налагается ограничений на поставку товаров иными поставщиками, не производящими такие изделия самостоятельно. Фактов, подтверждающих невозможность закупки товаров определенных документацией об открытом аукционе в электронной форме, или ограничений, налагаемых производителями данных медицинских изделий, на их свободную продажу третьим лицам со стороны запросившей разъяснения компании предоставлено не было. Кроме того, имеются данные (коммерческие предложения от трех фирм, предлагающих поставить данную продукцию), которые свидетельствуют о возможности поставки указанной продукции в рамках исполнения своих обязательств по государственному контракту профессиональными участниками рынка.
В разделе IV "Описание объекта закупки" документации о проведении электронного аукциона установлены характеристики слухового аппарата цифрового заушного средней мощности (17-01-07)*, а именно, максимальное усиление: не менее 60 Дб.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ГОСТ Р 51024 - 2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" допустимые отклонения обусловлены наличием технологических погрешностей при производстве и метрологических погрешностей при контроле качества произведенных слуховых аппаратов и контроле параметров слуховых аппаратов. Диапазоны допустимых отклонений определяют границы, в которых истинное (номинальное) значение параметра находится с заданной и приемлемой вероятностью. Данные отклонение принимаются во внимание производителя слуховых аппаратов при указании истинных (номинальных) значение технических характеристик, поскольку измерение таких отклонений возможно только с использованием специального оборудования (измеряемые с применением камеры малого объема), в связи с чем Заказчиком при проведении торгов осуществляется сопоставление только номинальных значений. ГОСТ Р 51024 - 2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" не определяет числовые значения технических характеристик (показателей) слуховых аппаратов конкретного типа.
В связи с вышеизложенным, нарушений Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, направленного на ограничение количества участников аукциона, не выявлено.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 8.1.1 раздела 8 документации о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам закупки, а именно: наличие лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что Предметом закупки является поставка слуховых аппаратов, при этом в рамках поставки слуховых аппаратов неотъемлемыми и технологически связанными мероприятиями являются подбор и настройка слуховых аппаратов. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации. В рамках действующего законодательства в компетенцию Фонда социального страхования Российской Федерации (его территориальных отделений) входит обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, при этом законодательством не предусмотрено отдельных услуг по подбору и настройке технических средств реабилитации. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - Перечень). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила). Перечень состоит из 3 разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. В пункте 17 раздела технические средства реабилитации, указаны слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. В разделе реабилитационные мероприятия пункт 4 состоит из: протезирования и ортезирования, предоставления слуховых аппаратов.
Следовательно, предоставление слуховых аппаратов является реабилитационным мероприятием с использованием технического средства реабилитации, состоящим из комплекса услуг с использованием товара.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе слуховые аппараты. В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 слуховой аппарат - это электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению. Установленные заказчиком условия выдачи слуховых аппаратов с их обязательной настройкой, обусловлены необходимостью передачи инвалиду готового к использованию электронного прибора - слухового аппарата, с целью его социально-бытовой адаптации. Выдача слуховой аппарат без подбора и настройки, может оказать негативное влияние на пользователя, так как может возникать избыточная стимуляция громкими звуками, что приводит не к восстановлению утраченных функций органа слуха, а к их ухудшению или утрате. В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Миндравсоцразвития России от 27.12.2011 года N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") настройка слуховых аппаратов является медицинскими услугами. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2015 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензированию подлежит работа (услуга) по сурдологии-оториноларингологии. На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Соответственно с учетом объекта закупки и обязанностей поставщика при поставке, Заказчиком обосновано установлено требование о наличии и предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком предусмотрена возможность привлечения соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией, ввиду чего, действия заказчика не ограничивают круг потенциальных участников и не нарушают требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не обеспечил явку законного представителя ООО "Медпроект" на рассмотрение жалобы, а так же не предоставил документыподтверждающие обоснованность доводов изложенных в жалобе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпроект" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 мая 2018 г. N 682-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018