Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Офис и дом" (454017, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Мира, 42) о нарушении заказчиком в лице Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом" (624441, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Октябрьская, д. 45), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа" (624440, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Молодежная д. 1 каб. 431), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДР (извещение N 0862300039918000177) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Офис и дом" (вх. N 01-9224 от 08.05.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДР (извещение N 0862300039918000177) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Офис и дом" указал, что, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16 апреля 2018 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0862300039918000177 и аукционная документация на поставку угля каменного марки ДР в действующей редакции от 24.04.2018 г. N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 060 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования указанных норм следует, что при размещении заказа заказчик вправе определить в заявке требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, в том числе:
N п/п |
Наименование |
Требования к потребительским свойствам и качественным характеристикам товара |
|
1 |
Уголь каменный марки ДР |
Марка |
Д по ГОСТ 25543-2013 |
Класс |
Р по ГОСТ 19242-73 |
||
Зольность, % |
не более 7 по ГОСТ 32464-2013 |
||
Влажность, % |
не более 15 по ГОСТ Р 52911-2013 |
||
Низшая теплота сгорания, ккал/кг |
не менее 5600 ГОСТ 147-2013 |
Заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки использованы значения показателей, а именно значение показателя зольность - не более 7%, не соответствующее требованиям ГОСТ 32464-2013. Кроме того, согласно доводам жалобы, значения показателей "влажность", "низшая теплота сгорания" не определены государственными стандартами, для их определения необходимо проводить испытания товара.
Как пояснили на Заседании комиссии представители заказчика, формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимого товара, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
Кроме того, на заседание Комиссии представителем Заказчика были представлены документы, свидетельствующие о необходимости использования товара с указанными показателями, а именно: расчет затрат, возникающих при использовании каменного угля с максимально допустимым по ГОСТ 32464-2013 значением показателя зольности, а также технико-экономические показатели используемого заказчиком котельного оборудования.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Заказчику поступал запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе N 951101 следующего содержания: "Прошу Вас сообщить документ на основании которого в аукционной документации указаны такие характеристики на каменный уголь подлежащий поставке".
На основании поступившего запроса Заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации N РД3 от 03.05.2018 г., в том числе, Заказчик обосновал необходимость использования в описании объекта закупки показателей, требований, отличных от требований государственных стандартов. Заказчик разъяснил, что установил указанные в части 2 "Описание объекта закупки" показатели в целях экономии денежных средств, необходимых для обработки и утилизации дополнительного объема золы и шлака, образующихся при сжигании топлива с высоким показателем зольности. Также Заказчик указывает, что характеристики установлены в целях оптимального удовлетворения потребностей Заказчика, а именно:
- уменьшения объемов образующихся отходов в связи с отсутствием механизированной системы шлакозолоудаления и достаточных площадей шлакозолонакопителей на прилегающей территории, уменьшение расходов на оплату труда персонала, который потребуется привлечь для выгрузки и транспортировки дополнительного объема образующихся отходов;
- снижения затрат на использование спецтехники для погрузки и вывоза твердых отходов на полигон хранения, в связи с большой удаленностью котельных от производственной базы Заказчика и значительной труднодоступностью их в ходе отопительного сезона;
- уменьшения платежей за размещение отходов на полигоне хранения отходов, дополнительных расходов на оплату труда персонала котельных;
- соблюдения лимитов по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ и образованию твердых отходов;
- обеспечения оптимального режима работы котельного оборудования, повышения КПД котлов.
Кроме того, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, соответствующие требованиям аукционной документации (согласно протоколу N0862300039918000177-1 от 11.05.2018 г.), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении закупки.
Таким образом, описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, установленные значения показателей позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив к поставке товар, отвечающий потребностям заказчика.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Поскольку ООО "Офис и дом" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования документации об электронном аукционе нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в электронном аукционе, ставят его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушают его права как участника аукциона, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Офис и дом" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 мая 2018 г. N 738-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018