Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик Н.В. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Объект капитального строительства: "Водоснабжение деревни Алтын-таш Чебаркульского района Челябинской области" (изв. N 0169300021818000003) в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения "Администрация Филимоновского сельского поселения" (далее - заказчик) Белянина А.В., личность удостоверена служебным удостоверением N 3 от 20.01.2016,
в отсутствие ООО "Перспектива" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.04.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Объект капитального строительства: "Водоснабжение деревни Алтын-таш Чебаркульского района Челябинской области" (изв. N 0169300021818000003) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта на проведение профилактической дезинфекции - 5 800 000, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
В извещении о проведении аукциона заказчиком установлены ограничения для участников в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе. Однако в нарушение указанной нормы заказчиком установлено обеспечение заявки в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, пункт 2.4.3 проекта контракта устанавливает срок оплаты с нарушением требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился и пояснил, что заказчиком ошибочно установлены требования к размеру обеспечения заявки, а также ошибочно указан срок оплаты выполненной работы в проекте контракта.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в аукционной документации должно содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлено ограничение для участников закупки в виде участия в аукционе только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, а также в пункте 24 аукционной документации установлено требование к размеру обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в виде "5% от начальной (максимальной) цены контракта".
2. В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Однако пункт 2.4.3 проекта контракта, представленного в составе аукционной документации, в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе содержит условие относительно оплаты выполненной работы (ее результатов) в виде "Расчет за выполненные работы осуществляется в течение 30 (тридцати) банковских дней со дня подписания Заказчиком акта-приемки выполненных работ".
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Кроме того, подпункт "в" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 предусматривает ответственность, а именно: порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ на объекте капитального строительства: "Водоснабжение деревни Алтын-таш Чебаркульского района Челябинской области".
При этом, согласно локальным сметам, размещенным заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, в ходе исполнения контракта подрядчиком должны быть выполнены работы, включенные в перечень работ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Так, например, в соответствие с Локальной сметой 02-03 Здание установок обеззараживания со скважиной (после экспертизы) выполнению подлежат земляные работы (раздел 1), устройство фундаментов и оснований (раздел 2), устройство кровли (раздел 6), внутренние отделочные работы (раздел 8) и прочие.
Однако указанные положения в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не включены заказчиком в аукционную документацию.
Дополнительно Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 30, части 15 статьи 44, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 мая 2018 г. N 277-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018