Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 16.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Компания Блоссом", в присутствии:
- представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях Шалгина Д.В., действующего на основании доверенности N 05 от 09.01.2018,
- представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях Останиной А.А., личность удостоверена на основании служебного удостоверения,
- члена аукционной комиссии Бабенко АО, личность удостоверена на основании служебного удостоверения,
в отсутствие ООО "Компания Блоссом", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.05.2018 поступила жалоба ООО "Компания Блоссом" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку картриджей (извещения N 0169100001418000032) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 11.04.2018 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 19.04.2018 в 16:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Компания Блоссом" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заявка заявителя неправомерно признана несоответствующей требованиям документации о закупке, так как в составе заявки участником закупки предоставлена декларация о стране происхождения товара, тогда как сертификат СТ-1 не выдается на радиоэлектронную продукцию на сегодняшний день. При этом в составе вторых частей заявок допущенных участников закупки также отсутствуют сертификаты СТ-1.
Кроме того, аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок неправомерно отклонила заявки участников закупки, так как документы о стране происхождения товара оцениваются только при рассмотрении вторых частей заявок.
Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что при рассмотрении первых частей заявок ряд заявок отклонены по причине предоставления сведений о товаре китайского производства. В ходе рассмотрения вторых частей заявок заявка заявителя отклонена, так как участник закупки не предоставил сертификат СТ-1, тогда как остальные участники закупки приложили в составе заявок сертификаты соответствия на картриджи различных производителей.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 66 Закона о контрактной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Как следует из пп. "б" п. 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пунктам 1,2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, рассмотрение, в том числе отклонение первой части заявки, возможно только с учетом документов и сведений, предусмотренных пп. "б" п. 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2018 (далее - протокол) аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки с порядковыми номерами 1,3,4,6 по причине несоответствия заявок требованиям пунктов 1.5, 21 информационной карты документации о закупке.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страну происхождения товара, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В составе заявок участников закупки с порядковыми номерами 1,3,4,6 указаны конкретные характеристики товара, а также сведения о том, что страной происхождения картриджей является Китай либо Россия и Китай, что соответствует пп. "б" п. 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в пунктах 1.5, 21 информационной карты документации о закупке установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств на основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) и Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
При этом, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что причиной отклонения заявок послужил факт указания в составе заявок сведений о том, что страной происхождения товара является Китай.
С учетом изложенного, обоснование отклонения заявок с порядковыми номерами 1,3,4,6, указанное в протоколе рассмотрения первых частей заявок, а также пояснения заказчика в части причин отстранения участников закупки ввиду указания в составе заявок товаров, произведенных в иностранном государстве, не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, не предусматривающим возможность аукционной комиссии отклонять первые части заявок по причине указания товаров, иностранного производства.
На основании изложенного, в соответствии частью 1, пунктами 1,2 части 4, частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участников закупки с порядковыми номерами 1,3,4,6 является неправомерным, ввиду предоставления в составе первых частей заявок указанных участников закупки сведений о стране происхождения товара, что является достаточным условием для допуска к участию в аукционе.
2. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктами 1,2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе и несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.04.2018 заявка заявителя (порядковый номер заявки 5) признана не соответствующей требованиям документации о закупке ввиду отсутствия документа, подтверждающего страну происхождения товара со ссылкой на пункты 1.5, 21 информационной карты документации о закупке.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что в пунктах 1.5 и 21 информационной карты документации о закупке установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом N 155 и Постановлением N 968.
При этом, в пункте 20 информационной карты документации о закупке указано, что в составе второй части заявки должен быть предоставлен сертификат СТ-1 на предложенные в заявке отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления N 968.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Постановления N 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в указанный перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
При этом в силу пп. "г" пункта 7 Постановления документом, подтверждающим страну происхождения товара, является в том числе сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
Таким образом, для применения положений Постановления N 968 при рассмотрении вторых частей заявок необходимо соблюдение двух условий: предложение не менее 2 участниками закупок товаров различного российского производства с приложением сертификатов СТ-1.
Как следует из анализа вторых частей заявок участники закупки с порядковыми номерами 2,8,5 не предоставили сертификаты СТ-1, при этом в двух заявках (с порядковыми номерами N 2,8) содержатся сертификаты соответствия на картриджы, полученные в рамках добровольной системы сертификации, подтверждающие соответствие предложенных товаров требованиям технических условий.
Следует отметить, что пунктом 2.1 Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов радиоэлектронной продукции), утвержденного Приказом ТПП РФ от 22.12.2016 N 155, торгово-промышленные палаты выдают сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, ввиду того, что в составе заявок участников закупки с порядковыми номерами 2,8,5 не предоставлены сертификаты СТ-1, подтверждающие различное отечественное производство товаров, то вторые части заявок участников закупки рассматриваются без учета положений Постановления N 968.
На основании изложенного, признание заявки ООО "Компания Блоссом", не соответствующей требованиям документации о закупке в части не предоставления сертификата СТ-1, не соответствует требованиям документации о закупке и пункту 2 Постановления N 968, что свидетельствует о нарушении аукционной комиссией частей 1, 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что признание вторых частей заявок с порядковыми номерами 2,8, соответствующими требованиям документации о закупке, является законным, так как с учетом конкретных обстоятельств дела условия Постановление N 968 не применяются для рассмотрения вторых частей заявок участников закупки при проведении аукциона и заявки участников закупки рассматриваются без учета обязательно предоставления сертификата СТ-1.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями, указанными в пунктах 1,2 настоящего решения, в действиях аукционной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В частях 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены порядок взыскания и размеры неустоек (штрафы, пени) в отношении заказчика и поставщика. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление N 1042).
В нарушение частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 5.2, 5.3, 5.6 проекта контракта указана ответственность в отношении заказчика и поставщика не в соответствии с порядком определения санкций, установленных Постановлением N 1042, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, утратившего силу с 09.09.2017.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Компания Блоссом" на действия аукционной комиссии обоснованными в части отклонения первых частей заявок участников закупки с порядковыми номерами заявок 1,3,4,6 и признания не соответствующей требованиям документации о закупке второй части заявки заявителя в нарушение требований законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 4, 5 статьи 67, частей 1, 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.Б.Черенкова
И.О. Кокшарова
Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 мая 2018 г. N 287-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018