Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 18.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Сурдо-Ресурс", в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" Поповой Е.С., действующего на основании доверенности N 28/2017 от 14.05.2018,
- представителя ООО "Сурдо-Ресурс" Устиновой О.А., действующего на основании доверенности от 09.04.2018,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.05.2018 поступила жалоба ООО "Сурдо-Ресурс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок, игл для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Сатка" (извещения N 0369300038818000125) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.04.2018 ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 395 878, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 07.05.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Сурдо-Ресурс" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации о закупке неправомерно не применены преимущества для организаций инвалидов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, так как часть товаров включена в перечень, утвержденный указанным Постановлением.
Кроме того, заказчиком не применены положения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, так как один из товаров - иглы двусторонние одноразовые относятся к коду по ОКПД 2 - 32.50.13.110, который включен в данный Приказ.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что товары, включенные в один лот технологически и функционально связаны и необходимы для забора крови, вместе с тем при описании объекта закупки заказчиком ошибочно определены коды товаров по ОКПД2.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке должны содержаться преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 29 предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 утверждены правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Правил контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, установление преимуществ организациям инвалидов возможно в случае, если все товары, составляющие описание объекта закупки, включены в перечень, так как в силу пункта 5 Правил преимущества предоставляются в отношении всей цены контракта, а не стоимости отдельных видов товаров, включенных в Перечень.
Как следует из извещения о закупке объект закупки включает в себя следующие товары:
- игла двусторонняя одноразовая для взятия венозной крови в вакуумную пробирку 21Gх1 1/2 - код по ОКПД2 - 32.50.13.110 "шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты";
- вакуумные пробирки без наполнителя, 6 мл - код по ОКПД2 - 22.22.14.000 - "бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс";
- пробирка центрифужная неградуированная - код по ОКПД2 - 22.22.14.000 - "бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс";
- вакуумные пробирки с активатором свертывания и гелем, 6 мл - код по ОКПД2 22.22.14.000 - "бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс".
Согласно Перечню коду по ОКПД 2 - 22.22.1 "изделия пластмассовые упаковочные" соответствуют 4 позиции товаров (пробирки), закупаемых заказчиком, тогда как игла двусторонняя одноразовая с кодом ОКПД 2 - 32.50.13.110, не входит в указанный Перечень.
С учетом изложенного, установление преимуществ в соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 не представляется возможным, так как только часть товаров, составляющих описание объекта закупки, включена в Перечень.
При этом, заявителем не представлено нормативное обоснование того, что описание объекта закупки в части выбора заказчиком кодов ОКПД2, а также объединения в одну закупку как пробирок, так и игл, противоречит требованиям действующего законодательства. В связи с чем антимонопольный орган с учетом конкретных обстоятельств дела не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части неприменения преимуществ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 при осуществлении закупки.
Вместе с тем, из устных и письменных пояснений заказчика следует, что при формировании объекта закупки заказчик готов изменить коды по ОКПД 2 в целях закупки пробирок и игл как единого комплекта товаров.
2. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке должны содержатся условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, из системного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что предоставление в составе второй части заявки указанных документов является обязательным условием допуска к участию в закупке.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России в извещении о закупке закупаемые товары отнесены к кодам по ОКПД2 - 22.22.14.000 и 32.50.13.110.
Согласно приложению к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) на товары, включенные в код по ОКПД2 - 32.5 "инструменты и оборудование медицинские", распространяется действие данного Приказа.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, согласно Приказу N 155.
При этом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки также не предусмотрено предоставление участником закупки декларации о стране происхождения товара в соответствии с пунктом 13 Приказа N 155.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Так, в силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N 1042 в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей, то штраф устанавливается в размере 10 процентов от цены контракта (этапа).
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Сурдо-Ресурс" на действия заказчика обоснованными в части неприменения при проведении закупки требований Приказа N 155.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 мая 2018 г. N 296-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018