Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
"__" - руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"__" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
"__" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
в присутствии представителей:
от Заказчика - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (ИНН: 6317115266) (далее - Заявитель) на действия МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН 8905027532) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Ямало - Ненецкий АО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 17 (Детский парк Центрального городского парка)", начальная (максимальная) цена контракта - 251 673 908 ,96 рублей (извещение N 0190300003718000204http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте - 12.04.2018 15:49;
2) дата и время окончания подачи заявок - 28.04.2018 09:00;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 04.05.2018;
4) дата проведения аукциона - 07.05.2018;
5) По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки;
6) заявитель не являлся участником Аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заказчик сообщил, что являясь аккредитивным участником закупки, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, с целью соблюдения принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, а так во избежание установления заказчиком необоснованных требований, влекущих за собой ограничение участия в аукционе обжалует действия (бездействие) заказчика в следующем:
1) Документация заказчика не устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно в соответствии с Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N570.
2) Заявитель считает, что заказчик нарушает часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3) В проекте контракта заказчиком неверно установлены условия начисления штрафов, за каждый факт неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 2 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 (далее - Постановление N 570) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" был утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 570 подлежат включению заказчиком в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В возражениях Заказчика указанно:
Пунктом 1.3. проекта муниципального контракта установлено, что виды работ, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 в рамках настоящего муниципального контракта Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему муниципальному контракту в соответствии с дефектными ведомостями (приложения N 1, N 2, N 3, N 4 к контракту) и сметной документацией (приложение N 9 к контракту) в объёме не менее 15% от цены контракта приложения N 9 к контракту.
При этом указанные дефектные ведомости являются приложениями N 1, N 2, N 3, N 4, а сметная документация приложениями N 10, N 11, N 12, N 13 к документации об электронном аукционе и являются неотъемлемой частью такой документации.
Таким образом, перечень работ, объем и стоимость работ согласно постановлению Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 установлены приложениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 10, N 11, N 12, N 13 к документации об электронном аукционе, а именно: дефектными ведомостями и локальными сметами.
Так указанные локальны сметы содержат:
- наименование работ и единицу измерения;
- объем работ;
- стоимость материалов за единицу материала;
- стоимость работ.
Дефектные ведомости содержат:
- виды работ;
- объемы работ;
- характеристики материалов.
При этом действующим законодательством не утверждена обязательная для применения форма установления требований к указанию перечня и стоимости работ
Из вышеуказанного следует, что именно подрядчик должен предложить заказчику конкретные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, подлежащие включению в муниципальный контракт, в связи с чем Комиссия признала данный довод жалобы заявителя не обоснованным.
2. Частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена контракта - 251 673 908 ,96 рублей
Проектом контракта не предусмотрена обязанность подрядчика предоставить заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более десяти процентов цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно довод заявителя обоснован.
3. Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом в фиксированной сумме, а также размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок ее определения подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Согласно п. 9.2.2. Проект контракта за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Подрядчик вправе требовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 в размере _______________ рублей:
а) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п. 9.3.2. Проект контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик направляет требование об уплате штрафа. Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения настоящего Контракта, устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 в размере _______% цены контракта и составляет _______________ рублей:
а) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
В данном случае Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 251 673 908 ,96 руб.
Следовательно в соответствии с п. 3, 4, 6, 9 Постановление Правительства РФ N1042 Заказчик должен был включить обязательное условие в Проект контракта Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае:
- если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- если цена контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно)
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, в проекте контракта заказчик не установил штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Следовательно, указанные действия Заказчика, нарушают положения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы обоснован.
На основании вышеизложенного комиссия пришла к выводу что, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также комиссией установлено что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, следовательно оснований для выдачи предписания отсутствует, так как аукцион признан не состоявшимся.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Перспектива" (ИНН: 6317115266) на действия МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН 8905027532), (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Ямало - Ненецкий АО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 17 (Детский парк Центрального городского парка", начальная (максимальная) цена контракта - 251 673 908 ,96 рублей (извещение N 0190300003718000204http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), частично обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушения ч.ч. 4, 5, 8, 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3) Предписание об устранении нарушений не выдавать.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии "__"
Члены комиссии "__"
"__"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 мая 2018 г. N 04-01/203-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018