Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
|||
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|||
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|||
при участии: |
|
|
|||
- Балашовой Е.В. |
- |
представителя МБУ "Город" (доверенность от 15.05.2018 N 769), |
|||
- Тиминой А.Н. |
- |
представителя департамента финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области (доверенность от 15.05.2018 N 53/18-0-0), |
|||
- Васильевой Т.Н. |
- |
представителя департамента финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области (доверенность от 15.05.2018 N 54/18-0-0), |
|||
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" (далее также - ООО "АВТОБАН-99", заявитель), на действия департамента финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее также - уполномоченный орган) и муниципального бюджетного учреждения "Город" (далее также - МБУ "Город", заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АВТОБАН-99" о нарушении уполномоченным органом и заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий г.Дзержинска: ул.Терешковой, ул.Новомосковская, ул.Петрищева, ул.Чапаева, ул.Гайдара, пр-т Дзержинского, ул.Патоличева, ул.Октябрьская, номер извещения 0132300001718000160 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "АВТОБАН-99" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители уполномоченного органа и заказчика, присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "АВТОБАН-99" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 16.04.2018 в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий г.Дзержинска: ул.Терешковой, ул.Новомосковская, ул.Петрищева, ул.Чапаева, ул.Гайдара, пр-т Дзержинского, ул.Патоличева, ул.Октябрьская, номер извещения 0132300001718000160 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает муниципальное бюджетное учреждение "Город". Уполномоченным органом - департамент финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий г.Дзержинска: ул.Терешковой, ул.Новомосковская, ул.Петрищева, ул.Чапаева, ул.Гайдара, пр-т Дзержинского, ул.Патоличева, ул.Октябрьская с начальной (максимальной) ценой контракта - 14 613 221,46 рублей.
2) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию<*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
При этом положения Постановления Правительства N 99, предписывающие предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что автомобильные дороги отнесены к линейным объектам.
Согласно пункту 14.2) статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в извещении об осуществлении закупки указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 14 613 221,46 рублей. При этом в извещении и в пункте 3 информационной карты документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании Постановления Правительства N 99.
Однако на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено и представителями заказчика и уполномоченного органа подтверждается, что объектом закупки является текущий ремонт. Таким образом в связи с чем, дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99 установлены в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерно.
Вместе с тем, поскольку объектом закупки является текущий ремонт, наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
Следовательно, в указанной части жалоба заявителя признается необоснованной.
3) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдачи заказчику и аукционной комиссии департамента финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на право заключить контракт.
Также возникает необходимость в выдаче соответствующего предписания оператору электронной площадки (ЭТП НЭП).
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" на действия департамента финансов администрации города Дзержинска Нижегородской области и муниципального бюджетного учреждения "Город" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий г.Дзержинска: ул.Терешковой, ул.Новомосковская, ул.Петрищева, ул.Чапаева, ул.Гайдара, пр-т Дзержинского, ул.Патоличева, ул.Октябрьская, номер извещения 0132300001718000160, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признаку совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Е.А. Лазарева
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 мая 2018 г. N 1031
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018