Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона N АЭ-0261/18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000518000381) на выполнение работ по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 27.04.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0261/18, выполнение работ по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени.
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе (в части описания объекта закупки и требований к участникам закупки) не соответствует требованиям Закон о контрактной системе.
В частности, заявитель указывает, что установленное в документации об аукционе требование к участникам аукциона о наличии в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ, в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование является избыточным и направлено на ограничение участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения на заседании Комиссии не согласились с доводами заявителя, представили письменные пояснения (N54-08-568/8 от 08.05.2018 г.), факт нарушения требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заинтересованных лиц, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0261/18 на выполнение работ по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени с начальной (максимальной) ценой контракта 64 567 640,02 рублей.
Заказчиком по данному электронному аукциону выступило МКУ "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа г. Тюмени".
Информация об электронном аукционе была размещена 12.04.2018 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167300000518000381.
Пунктом 22 Извещения о проведении аукциона N АЭ-0281/18, установлены требования к участникам закупки, в том числе о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
В соответствии с п. 34 раздела II документации об аукционе N АЭ-0261/18 в числе требований к составу заявки предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов:
- лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую перечень следующих видов работ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"
Наименование вида отхода: - лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий
Класс отхода по ФККО: 8 30 200 01 71 4
Класс опасности: IV. Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
Как следует из пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения, установление соответствующего требования к участникам аукциона обусловлено предметом (объектом) закупки, в который помимо работ связанных с благоустройством территории, входят также работы по транспортировке отходов IV классов опасности, что в соответствии с действующим законодательством относится к лицензируемому виду деятельности.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, частью 6 указанной статьи установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п. 1.2. проекта контракта (раздел II документации об аукционе N АЭ-0281/18) подрядчик обязуется по заданию заказчика в соответствии с требованиями и условиями контракта выполнить работы по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, локальным сметным расчетам, характеристике товаров, используемых при выполнении работ (Приложения NN1-10 к Контракту).
При этом, Приложение N1 к техническому заданию аукционной документации содержит локальные сметные расчеты, которые предусматривают помимо работ, относящихся к предмету контракта также работы связанные с погрузкой разобранного асфальтобетона, щебеночного основания, перевозка грузов автомобильным транспортом (локальный сметный расчет N02-01-02).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В статье 9 указанного Федерального закона установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений указанного Федерального закона.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Из приведенных понятий видно, что подрядная организация, осуществляющая подрядные работы, не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов, непосредственно связан с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В свою очередь, Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В документации об электронном аукционе (проекте контракта) также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.
При этом само по себе нахождение на строительной площадке отходов не является деятельностью, связанной со сбором отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).
Подрядная организация, осуществляющая по контракту работы по благоустройству территории, в результате своей работы не приобретает права собственности на отходы, образующиеся в результате такой деятельности. Подрядная организация в ходе своей деятельности образует лишь отходы от использования материалов и ресурсов, отходы от работы техники.
В этой связи является несостоятельным довод уполномоченного учреждения о том, что наличие лицензии обусловлено технологической последовательностью и единой организационной схемой работ, поскольку в рассматриваемой ситуации подрядчик не ограниченный в самостоятельном определении порядка и способа выполнения работ вправе привлечь к выполнению работ любую организацию (субподрядчика), обладающей соответствующей лицензией.
Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что работы, требующие наличие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не являются самостоятельным объектом закупки, составляют незначительный объем от цены контракта, и могут быть выполнены посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков).
При этом, заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения контракта, которые обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующую лицензию на осуществляемый вид деятельности, если такие требования установлены законодательством о лицензировании.
Соответственно, установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности противоречит требованием ч.6 статьи 31, п. 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с п.1 части 15 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 43.99.90.190: Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 64 567 640,02 рублей.
В силу п. 34 аукционной документации (требование к содержанию и составу заявки) содержит требование, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99, а именно:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе
Предмет (объект) закупки, как было указано выше, составляют работы по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени
В свою очередь, уполномоченным учреждением и заказчиком не представлено доказательств, что работы, предусмотренные контрактом, классифицируется как работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Из содержания Постановления N 99 не следует, что к перечисленным работам, к которым относятся дополнительные требования к участникам закупки, относятся работы по благоустройству территории.
Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки, в данном случае нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному учреждению и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона N АЭ-0261/18 (N 0167300000518000381) на выполнение работ по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени обоснованной.
2.Признать МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N0167300000518000381.
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Лаптева
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС18/129 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 мая 2018 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 08.05.2018 г. по делу N ФКС18/129 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" на действия уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона N АЭ-0261/18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000518000381) на выполнение работ по благоустройству сквера "Александра Моисеенко" и прилегающей территории в Ленинском административном округе города Тюмени, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", МКУ "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" принять решение об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, разместить указанное решение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, внести изменения в документацию об электронном аукционе с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 08.05.2018 г. по делу N ФКС18/129 о нарушении законодательства о контрактной системе, и провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2. в срок до 31 мая 2018 года в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации в ЕИС в сфере закупок.
3. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N0167300000518000381, в том числе:
-отменить все протокола составленные в ходе проведения закупки, в том числе протокол проведения электронного аукциона;
-назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников аукциона, подавших заявки на участие в аукционе об отмене протоколов, составленных в рамках проведения аукциона, о новой дате проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 мая 2018 г. N 18/129
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018