Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 на выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000518000380),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 27.04.2018 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного учреждения при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес уполномоченного учреждения, заказчика и заявителя.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно доводам жалобы, заказчик, установив требование к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ограничил количество участников закупки.
Присутствовавшие в заседании комиссии представители уполномоченного учреждения, не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо N 54-08-569/8 от 08.05.2018). Помимо этого, уполномоченным учреждением представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Заказчик позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы поддержал, просит признать жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного учреждения, заказчика, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждениям, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0281/18 на выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина в интересах заказчика - Муниципального казённого учреждения "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени". Начальная (максимальная) цена контракта составила 61 277 197,74 рублей.
Информация об электронном аукционе 12.04.2018 года была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000518000380.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного учреждения требование о наличии спорной лицензии обусловлено технологической последовательностью и единой организационной схемой выполнения работ. Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что при выполнении работ по благоустройству сквера будут образованы отходы асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, относящиеся к отходам IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно части 3 статьи 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2015 N 1062 (далее - Положение от 03.05.2015 N 1062).
В силу пункта 1 Положения от 03.05.2015 N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении к Положению от 03.05.2015 N 1062 содержится перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В указанный Перечень включены работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Комиссия указывает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
Частью 6 указанной статьи установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона.
Комиссией установлено, что согласно пункту 3 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина.
Пунктом 22 Извещения о проведении аукциона N АЭ-0281/18, установлены требования к участникам закупки, в том числе о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
Согласно пункту 1.2 проекта Контракта аукционной документации N АЭ-0281/18 Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить в соответствии с требованиями и условиями Контракта работы по благоустройству сквера Льва Ровнина согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, локальным сметным расчетам (Приложения NN1-26 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Согласно вышеуказанному сводному сметному расчету стоимости строительства, локальным сметным расчетам необходимо выполнить следующие работы: разработку грунта, устройство ж/б конструкции фонтана, гидроизоляцию стен, фундаментов, монтаж съемных металлических полов из плит, устройство фонтана, водоснабжение, устройство технологического помещения, наружное электроосвещение и электроснабжение, систему видеонаблюдения, дождевую канализацию, устройство памтрека, озеленение, перевозку грузов автомобилями-самосвалами и д.р.
Комиссия, изучив локальные сметы, установила, что сметой N 2 предусмотрены погрузо-разгрузочные работы (погрузка разобранного асфальтобетона, щебеночного основания), стоимостью 449 рублей, перевозка грузов автотранспортом, стоимостью 2792 руб.; сметами N 4, 13 предусмотрены перевозки грузов транспортом (перевозка на ТБО, груза 1 класса), стоимостью 28 565 рублей, 43 900 рублей.
Также, Комиссией установлено, что на участие в аукционе N АЭ-0281/18 поступила 1 заявка участника закупки, допущенная до участия в аукционе (протокол рассмотрения единственной заявки от 03.05.2017)
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что работы, требующие наличие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не являются самостоятельным объектом закупки, составляют небольшой объем от цены контракта, и могут быть выполнены посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков) обладающих соответствующей лицензией.
Соответственно, установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности противоречит требованием ч.6 статьи 31, п. 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с п.1 части 15 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 43.99.90.190: Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 61 277 197,74 рублей.
В силу п. 34 аукционной документации (требование к содержанию и составу заявки) содержит требование, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99, а именно:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе
Предмет (объект) закупки, как было указано выше, составляют выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина.
В свою очередь, уполномоченным учреждением и заказчиком не представлено доказательств, что работы, предусмотренные контрактом, классифицируется как работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Из содержания Постановления N 99 не следует, что к перечисленным работам, к которым относятся дополнительные требования к участникам закупки, относятся работы по благоустройству территории.
Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки, в данном случае нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному учреждению и оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОПТ-СНАБ" на действия уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 на выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина (реестровый номер закупки 0167300000518000380) обоснованной.
2.Признать МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе (N0167300000518000380), продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N0167300000518000380).
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС18/133 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 мая 2018 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 08.05.2018 г. по делу N ФКС18/133 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" на действия уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0281/18 на выполнение работ по благоустройству сквера Льва Ровнина (далее также - аукцион, электронный аукцион), (реестровый номер закупки: 0167300000518000380) руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени" принять решение об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, разместить указанное решение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, внести изменения в документацию об электронном аукционе с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 08.05.2018 г. по делу N ФКС18/133 о нарушении законодательства о контрактной системе, и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2. в срок до 31 мая 2018 года в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации в ЕИС в сфере закупок.
3. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N0167300000518000380), в том числе отменить все протокола составленные в ходе проведения закупки, в том числе протокол проведения электронного аукциона; назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона; уведомить участников аукциона, подавших заявки на участие в аукционе об отмене протоколов, составленных в рамках проведения аукциона, о новой дате проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 мая 2018 г. N 18/133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018