Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения Муниципальное казенное учреждение "Контрактная служба муниципального образования "Алданский район"" (далее также - МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район"", уполномоченное учреждение): не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные пояснения;
от заказчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" муниципального образования "Алданский район" (далее также - МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" МО "Алданский район", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" МО "Алданский район", уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" при проведении электронного аукциона на устройство ограждения лагеря для нужд МБОУ ДОД ДООЛ "Берег дружбы" (изв. N 0816300014518000189), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп".
Из текста жалобы заявителя следует:
1. В проекте контракта неправомерно включено в проекте контракта условие об осуществлении оплаты работ на основании предъявленного подрядчиком, в том числе счета-фактуры, что ограничивает возможность участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе, установленный в проекте контракта срок действия банковской гарантии не соответствует установленному сроку возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Описание объекта закупки по позиции "Краска для наружных работ: черная, марок МА-015, ПФ-014" составлено заказчиком некорректно и вводит участников закупки в заблуждение.
4. В описании объекта закупки заказчиком указан недействующий ГОСТ, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с доводами приведёнными в жалобе ООО "Олимп", не согласны в связи со следующим:
1. Требования к участникам для данной закупки установлены в извещении и п.26 Информационной карты аукционной документации. Требований ограничивающих круг участникам по признакам принятой системы налогообложения ни заказчиком, ни уполномоченным учреждением не устанавливалось. Доводы заявителя об ограничении круга участников считают необоснованными. Если победитель торгов применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС, ему достаточно будет предъявить для оплаты в составе пакета документов, перечисленных в п.4.2 проекта контракта, счет, при этом у заказчика отсутствуют основания отказать ему в принятии документов.
2. Условиями аукционной документации и проекта договора, срок действия банковской гарантии и срок действия обеспечения исполнения контракта превышает срок действия договора на 1 месяц. Срок возврата банковской гарантии или внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта средств составляет не более 10 дней с даты окончания действия обеспечения. Отмечают, что нормами Закона о контрактной системе не урегулирован вопрос о таком способе обеспечения, как внесение денежных средств, в частности, срок действия и порядок, и сроки возврата средств. Следовательно, заказчик вправе такой порядок предусмотреть в условиях договора, что и было сделано.
3. Обе марки красок, указанные в позиции "Краска для наружных работ: черная, марок МА-015, ПФ-014" Описания объекта закупки (МА 015 и ПФ-014) предназначены для наружных работ. При этом для краски МА-015 существует ГОСТ, а для ПФ-014 никаких стандартов нет. Требования: Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее - 24, Укрывистость невысушенной пленки, г/м2 - 25, Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3, ч, не более: 24, характерны для обеих красок. Участникам необходимо при составлении заявки указать любую из этих красок.
4. Стандарт ГОСТ 10999-64 был заменен на ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия", однако, ни один из известных заказчику ресурсов не содержит данного документа. Кроме того, интернет ресурс Единая база ГОСТов http://gostexpert.ru/gost/gost-10999-76/download, говорит, что статус данного документа в настоящее время неизвестен. Обращают внимание, что ни один участник не был отклонен за информацию, предоставленную в отношении данного товара, требования, установленные заказчиком, не противоречат качеству материала производимого в настоящее время. Требования к марке ТГ-350 прописаны в соответствии с требованиями ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия"
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 06.04.2018 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 11.04.2018 г., 13.04.2018 г., 19.04.2018 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 2 314 847,01 руб.;
5) на участие в электронном аукционе подано 15 заявок от участников закупки, к участию в электронном аукционе допущено 7 участников закупки;
6) предложения о цене контракта поступили от 5 участников закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части неправомерного установления в проекте контракта условия об осуществлении оплаты работ на основании предъявленного подрядчиком, в том числе счета-фактуры подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 2.3 проекта контракта оплата производится заказчиком единовременным платежом на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после выполнения последним всего объема работ в течение 15 дней с даты представления счета и на основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ, оформленного по прилагаемой форме (приложение N 2 к Контракту), при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Следовательно, аукционной документацией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как прямо следует из текста жалобы ООО "Олимп", установление в проекте контракта условия о том, что оплата выполненных работ осуществляется на основании предъявления подрядчиком, в том числе счета-фактуры ограничивает возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения (далее также - УСНО), не являющихся плательщиками НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено следующее:
- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации)
Согласно части 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, ООО "Олимп" индивидуальным предпринимателем не является, из текста жалобы, а также из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Олимп" действиями заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, первый довод жалобы не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
2. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю) подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Также согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречат.
Второй довод жалобы заявителя ООО "Олимп" признан необоснованным.
3. Довод в части установления некорректных требований к товару/материалу, используемому при выполнении работ, по позиции "Краска для наружных работ: черная, марок МА-015, ПФ-014" подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно материалам дела Описание объекта закупки аукционной документации содержит следующие требования, в том числе:
Показатели качественных, технических характеристик товара, используемого при выполнении работ:
Наименование |
Описание |
Краска для наружных работ: черная, марок МА-015, ПФ-014 |
ГОСТ 6586-77 Краска черная густотертая МА-015. Технические условия Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее - 24 Укрывистость невысушенной пленки, г/м2 - 25 Время высыхания при температуре (20 |
По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в наименовании заказчик указывает два вида красок, при этом требования к показателям установлены только для краски марки МА-015.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного учреждения краски марок МА-015 и ПФ-014 предназначены для наружных работ. ГОСТ существует для краски МА-015, а для ПФ-014 никаких стандартов нет, при этом указанные в описании объекта показатели красок характерны для обеих красок. Участникам необходимо при составлении заявки указать любую из установленных в данной позиции марок красок.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе невозможности принять участия в данной закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
4. Довод в части наличия в описании объекта закупки указания на недействующий ГОСТ подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла указанной нормы следует, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при этом указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Согласно материалам дела Описание объекта закупки аукционной документации содержит следующие требования, в том числе:
"Толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционный марки ТГ-350": ГОСТ 10999-64 Толь кровельный. Технические требования. Полотно не должно иметь трещин, дыр, разрывов и складок".
Согласно письменным пояснениям заказчика данный ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования" был заменен на ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия", следовательно, ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования" утратил силу.
Кроме того, в силу пункта 11 Постановления Государственного строительного комитета СССР N 70 от 14 августа 1990 г. Постановление Госстроя СССР от 30 декабря 1975 г. N 226 "Об утверждении государственного стандарта "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия" (ГОСТ 10999-76) с 1 января 1992 г. признано утратившими силу.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТА) http://www.gost.ru ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования" в каталоге стандартов, размещенных на официальном сайте РОССТАНДАРТА и содержащих сведения о действующих в России межгосударственных стандартах (ГОСТ) и национальных стандартах Российской Федерации (ГОСТ Р), отсутствует.
Таким образом, положения части Описание объекта закупки аукционной документации содержат указания на недействующий ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования".
Заказчик, уполномоченное учреждение признаются нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения обращения у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
Жалоба ООО "Олимп" признана частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Кроме того, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки и аукционной документации, в том числе в проекте контракта, не должна содержать разночтений.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В плане-графике и извещении N 0816300014518000189 о проведении закупки установлено, что в рамках данного электронного аукциона участниками закупки в силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее также - СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СОНО).
Между тем, в пункте 25 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации указано, что в рамках данной закупки ограничение участия в определении поставщика (подрядчиком, исполнителя) не установлено.
Кроме того, пунктом 5.4.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан привлечь к исполнению договора субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства на объем работ 10 % от цены контракта указанной в п. 2.1. Контракта.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного учреждения в пункте 25 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, а также пункте 5.4.1 проекта контракта допущена техническая опечатка в части указания информации о не установлении ограничения участников закупки, предусмотренного статьей 30 Закона о контрактной системе, а также установлении обязанности привлечь к исполнению договора субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Данная закупка проводится только для участников закупки, которыми могут быть СМП, СОНО.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным учреждением в нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе допущено наличие разночтений в информации, указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации, в том числе в проекте контракта в части установления ограничения участников закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Также частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как установлено ранее, в рамках данной закупки ограничение участников закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено.
Следовательно, участники закупки в составе вторых частей заявок обязаны представить декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом данное требование в силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе должно быть установлено в аукционной документации.
Между тем, в пункте 26 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, содержащей требования к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению установлено следующее:
"2.5 Документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии с пунктами 25, 50, 51 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", или копии этих документов - требование не установлено"
Таким образом, заказчиком/уполномоченным учреждением в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлено надлежащее требование к составу заявки на участие в электронном аукционе.
Между тем, на момент рассмотрения обращения у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" МО "Алданский район", уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район"" при проведении электронного аукциона на устройство ограждения лагеря для нужд МБОУ ДОД ДООЛ "Берег дружбы" (изв. N 0816300014518000189) частично обоснованной, в части наличия в описании объекта закупки указания на недействующий ГОСТ.
2. Признать заказчика МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" МО "Алданский район"/уполномоченное учреждение МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район"" нарушившими части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Берег дружбы" МО "Алданский район"/уполномоченному учреждению МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район"" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 мая 2018 г. N 06-387/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2018