Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее также - ООО "Глобал", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - Окружная администрация г. Якутска, уполномоченный орган): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", заказчик): <_>, <_> (представители по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Олимп", ООО "Глобал" на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт Хатын Юряхского шоссе на участке от Объездного шоссе до ул. Курнатовского" (изв. N 0116300000118000437), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Олимп", ООО "Глобал".
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует:
1. Информация, опубликованная на сайте единой информационной системы, и аукционная документация содержат разночтения информации в части указания банковских реквизитов для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Срок выполнения работ, указанный в проекте контракта не соответствует сроку выполнения работ, указанному в плане-графике.
3. В описании объекта закупки по позициям 5, 6 "Щебень" установлены требования к показателям товара/материала, не соответствующие ГОСТ.
4. В позиции 11 "Бетон для ленточных фундаментов (ГОСТ 26633-2015)" описания объекта закупки, заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ.
5. Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, показатели характеристик которых становятся известными после проведения определенных испытаний.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Глобал" следует, что заказчиком неправомерно установлены требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, показатели характеристик которых становятся известными после проведения определенных испытаний.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика по доводам жалобы ООО "Олимп" пояснили следующее.
1. При указании реквизитов заказчика в порядке предоставления обеспечения исполнения контракта допущена техническая опечатка.
2. Из положений части 1 статьи 59, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что участникам закупки при формировании заявок на участие в закупке надлежит руководствоваться извещением о проведении закупки, аукционной документацией, в том числе описанием объекта закупки, графиком выполнения работ и информационной картой, при этом указания на необходимость руководствоваться планом-графиком в указанных нормах отсутствует.
3. При установлении требований к товарам/материалам в позиции "Щебень" допущена техническая опечатка.
4. ГОСТ 10060-2012 для ремонта асфальтового покрытия применяется бетон марки морозостойкости, которая определяется по второму базисному методу и обозначается как "F2", отсутствие в описании объекта закупки указания на индекс метода определения марки морозостойкости является технической ошибкой.
5. Требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, установлены заказчиком в соответствии с действующими ГОСТ. Установление таких требований способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок.
Просят признать жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
Представители заказчика с жалобой ООО "Глобал" не согласились, пояснили, что заказчик в силу норм Закона о контрактной системе заказчик вправе определить в документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
По позиции "Щебеночная смесь С-7" заказчиком было установлено требование к показателю "Содержание зерен слабых пород" в связи с тем, что прочность используемой гравийной смеси зависит, в том числе от количества зерен слабых пород, а также с учетом транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги и климатических условий.
По позиции "Песок" участникам закупки в своих заявках надлежит указать группу песка и соответствующее характеристики предусмотренные указанным в описании объекта закупки ГОСТ.
По позиции "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь тип Б марки II" требования к материалу установлены в соответствии с ГОСТ, который предусматривает требования к пределу прочности данного материала.
По позиции "Горячая плотная крупнозернистая асфальтобетонная смесь тип Б марки II"указание при в описании материала характеристики "Водонасыщение образцов отформованных их смеси, % по объему: свыше 4,0" является технической опечаткой.
Описание к материалам закупки не содержит требовании к химическому, компонентному составу товара, а также не содержит требований о наличии товара у участников закупки при подачи ими заявок на участие в закупке. Аукционной документацией установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.
Просят признать жалобу ООО "Глобал" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "Олимп" пояснил следующее:
1. В пункте 19 Извещения о проведении закупки и пункте 19 части 1 "Информационная карта" аукционной документации указаны идентичные реквизиты для обеспечения исполнения контракта
По доводам в части некорректного описания объекта закупки представитель уполномоченного органа пояснил, что составление, утверждение описания объекта закупки не относится к компетенции уполномоченного органа.
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "Глобал" пояснил, что составление, утверждение описания объекта закупки не относится к компетенции уполномоченного органа, заказчик самостоятельно принимает решение о необходимости установления тех или иных характеристик товара.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 03.04.2018 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 04.04.2018 г., 16.04.2018 г., 17.04.2018 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 47 589 997,15 руб.;
5) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок от участников закупки, к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) предложения о цене контракта поступили от 5 участников закупки, заявки 4 учасников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части наличия разночтений в информации указанной в аукционной документации и информации, опубликованной на сайте ЕИС подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Условия предоставления участниками обеспечения исполнения контракта в силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определены в пункте 19 части 1 "Информационная карта" аукционной документации, согласно которому Обеспечение исполнения контракта 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 14 276 999,14 рублей
УФК по Республике Саха (Якутия) (Департамент финансов г.Якутска, МКУ "Главстрой"
N счета 40302810498055000002
Наименование банка: Отделение НБ Республики Саха (Якутия) г.Якутск
БИК 049805001
ИНН 1435112833 / КПП 143501001
л/с 55690035421.
Аналогичная информация указана в пункте 19 извещения о проведении электронного аукциона, размещенного на сайте ЕИС отдельным текстовым документом в формате (.docx).
Между тем, на официальном сайте ЕИС в разделе "Общая информация" в части сведений об обеспечении исполнения контракта указана следующая информация:
"Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта p/c 40302810498055000002, л/с 55670135330, БИК 049805001".
Представитель уполномоченного органа пояснил, что получателем обеспечения исполнения контракта является Департамент финансов г. Якутска (МКУ "Главстрой"), надлежащие платежные реквизиты указаны в извещении о проведении закупки, в аукционной документации, а также на сайте ЕИС в разделе "Общая информация" в строке "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта", при этом в связи с технической невозможностью указать надлежащие реквизиты в строке "Платежное реквизиты для обеспечения исполнения контракта".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе уполномоченным органом на сайте ЕИС размещена недостоверная информация.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
2. Довод в части установления в проекте контракта срока выполнения работ отличного от срока выполнения работ, указанного в плане-графике, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Пунктом 2 части 3 статьи 21 установлено, что в план-график включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Согласно материалам дела, в пункте 4.2 проекта контракта установлено, что срок окончания выполнения Работ Подрядчиком по Контракту: - до 1 октября 2018 г.
Аналогичные условия указаны в аукционной документации, а также в извещении о проведении закупки.
Заявитель ООО "Олимп" указывает, что срок выполнения работ, установленный в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации, в том числе проекте контракта не соответствует сроку выполнения работ, установленному в плане-графике, размещенном на сайте ЕИС.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы в части установления заказчиком в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации, в том числе проекте контракта срока выполнения работ, не соответствующего сроку выполнения работ, установленному в плане-графике, размещенном на сайте ЕИС, предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в данной закупке.
Между тем, жалоба не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Таким образом довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
3. Довод в части установления в позициях 5 и 6 "Щебень" описания объекта закупки аукционной документации требований, не соответствующих ГОСТ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно материалам дела, часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
Пункт 4 "Щебень фракции 5-10 мм (по ГОСТ 8267-93)"
Пункт 5 "Щебень фракции 20-40 мм (по ГОСТ 8267-93)"
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" является действующим и устанавливает, что щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм (пункт 4.2.1).
Таким образом, действия заказчика установившего в описании объекта закупки трепания к товару/материалу не предусмотренное действующим ГОСТ, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
4. Довод в части установления в позиции 11 "Бетон для ленточных фундаментов (ГОСТ 26633-2015)" описания объекта закупки аукционной документации требований, несоответствующих ГОСТ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно материалам дела, часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
Пункт 11 "Бетон для ленточных фундаментов (ГОСТ 26633-2015)": Морозостойкость не менее F300.
По мнению заявителя, заказчику по позиции 11 "Бетон тяжелый" надлежало указать индекс, который указывает на метод определения морозостойкости.
Согласно пояснениям заказчика "второй базисный метод определения морозостойкости бетона, соответствующий аббревиатуре "F2" из ГОСТ, применяется для бетонов, используемых в дорожных и аэродромных покрытиях.
Поскольку требование к марке бетона по морозостойкости заказчиком установлено в соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (действует). ГОСТ 26633-2015 содержит нормативную ссылку к ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия". Согласно пункту 4.3. ГОСТ 7473-2010 условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта. При этом, существующим государственным стандартом допускается указание марки бетона по морозостойкости без применения индекса.
Таким образом, довод жалобы ООО "Олимп" не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Пятый довод жалобы ООО "Олимп" в части установления в описании объекта закупки избыточных требований к товарам/материалам, показатели характеристик которых становятся известными после проведения испытаний, а также жалоба ООО "Глобал" признаны обоснованными по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Заявители ООО "Глобал" и ООО "Олимп" указывают, что в описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам/материалам, показатели характеристик которых становятся известными после проведения испытаний
Согласно материалам дела, часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
3 |
Щебёночная смесь С-7 (по ГОСТ 25607-2009) |
Содержание пылевидных и глинистых частиц, в % |
не более 10 |
|
в т.ч. глины в комках |
не более 0,25 |
|
||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне, % |
не более 35* |
|
||
Содержание зерен слабых пород, % |
не более 5 |
|
||
12 |
Песок (ГОСТ 8736-2014) |
Группа по крупности песка |
крупный или средний |
|
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, в % по массе |
не менее 30 и не более 65 |
|
||
Содержание зерен крупностью св. 10 мм, в % по массе |
от 0,5 до 5 |
|
||
Содержание зерен крупностью св. 5 мм, в % по массе |
от 5 до 15 |
|
||
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, в % по массе |
от 5 до 15 |
|
||
Вид песка |
природный или из отсевов дробления |
|
||
Содержание пылевидных и глинистых частиц допускается, в % по массе |
менее 11 |
|
||
Содержание глины в комках допускается, в % по массе |
менее 2 |
|
||
7 |
Битум БНД 90/130 (по ГОСТ 22245-90) |
Глубина проникания иглы 0,1 мм: |
|
|
- при температуре 25°С |
91-130 |
|
||
- при температуре 0°С |
не менее 28 |
|
||
Дуктильность, см: |
|
|
||
- при температуре 25°С |
не менее 65 |
|
||
- при температуре 0°С |
не менее 4 |
|
||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
не ниже 43* |
|
||
Температура хрупкости, °С |
не выше -17* |
|
||
Температура вспышки, °С |
не ниже 230* |
|
||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С |
не более 5 |
|
||
Индекс пенетрации |
от -1,0 до +1,0 |
|
||
Сцепление битума с мрамором или песком |
выдерживает испытание по контрольному образцу N 2* |
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее также - ГОСТ 25607-2009), ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" (далее также - ГОСТ 8736-2014), ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (далее также - ГОСТ 22245-90) является действующими.
ГОСТ 25607-2009 устанавливает, в том числе следующее:
"5.2 ГОСТ 25607-2009 для определения зернового состава готовой смеси лабораторную пробу, высушенную до постоянной массы при температуре (1055) °С, разделяют на щебень (гравий) и песок и взвешивают. Зерновой состав щебня (гравия) определяют по ГОСТ 8269.0 на стандартном наборе сит. Зерновой состав песка определяют по ГОСТ 8735 путем рассева на ситах с сетками N 2,5; 063 и 016 по ГОСТ 6613. Затем путем пересчета определяют общий зерновой состав готовой смеси.
5.7.1 ГОСТ 25607-2009 содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в готовых смесях определяют по изменению массы аналитической пробы до и после испытания раздельно для щебня (гравия) по ГОСТ 8269.0 и песка по ГОСТ 8735, входящих в состав смеси. Для проведения испытания готовую смесь просеивают через сито диаметром отверстий 5 мм.
Пунктом 5.11.2 25607-20 установлена подготовка пробы к испытанию и проведение испытания, согласно которой готовую смесь массой не менее 10 кг высушивают до постоянной массы при температуре (1055) °С и отбирают две лабораторные пробы массой не менее 5,0 кг каждая. Лабораторную пробу просеивают через сито с отверстиями диаметром 5 мм и определяют содержание песка в смеси .Если в смеси песка содержится менее 10% по массе, коэффициент фильтрации не определяют (смесь заведомо пригодна для применения в дополнительных слоях).Если песка в смеси содержится более 10% по массе, то определяют его зерновой состав в соответствии с ГОСТ 8735. Допускается не определять коэффициент фильтрации песка, содержащего зерна размером менее 0,16 мм в количестве не более 25% по массе и размером менее 0,05 мм - не более 5% по массе. Результаты ситового анализа песка представляют графически в виде кривой просеивания, построенной в полулогарифмическом масштабе. По кривой просеивания графически определяют эффективный размер частиц песка , которому соответствует такой номинальный размер отверстий сита, полный остаток на котором равен 90%. По кривой просеивания песка графически определяют эффективный размер частиц смеси, которому соответствует такой номинальный размер отверстий сита, полный остаток на котором определяют по формуле, установленной ГОСТ 25607-2009".
ГОСТ 8736-2014 устанавливает, в том числе следующее:
"5.3 Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков, отобранной в соответствии с ГОСТ 8735.
При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- наличие засоряющих примесей".
Пунктом 5.1.1. ГОСТ 8735-88 установлено, что содержание пылевидных и глинистых частиц определяют по изменению массы песка после отмучивания частиц крупностью до 0,05 мм.
Пунктом 3.1 ГОСТ 8735-88 установлено, что зерновой состав определяют путем рассева песка на стандартном наборе сит.
ГОСТ 22245-90 устанавливает, в том числе следующее:
"Таблица 1 - Изменения температуры размягчения после прогрева определяются методами испытаний, предусмотренными ГОСТ 18180 и ГОСТ 11506"
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, при этом, из инструкции не следует, что по указанным показателям характеристик допускается указывать неконкретное значение.
Кроме того, в соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего избыточные требования к товарам/материалам, показатели характеристик которых становятся известными после проведения испытаний, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
Жалоба ООО "Олимп" признана частично обоснованной.
Жалоба ООО "Глобал" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации, следовательно, информация, указанная в проекте контракта не должна противоречить информации, указанной в аукционной документации.
Согласно пункту 4 части 1 "Информационная карта" аукционной документации, а также извещению N 0116300000118000437 о проведении закупки способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт Хатын Юряхского шоссе на участке от Объездного шоссе до ул. Курнатовского" - электронный аукцион.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что при проведении закупки в форме электронного аукциона обмен информацией между участниками электронного аукциона и заказчиком должен осуществляется только через электронную площадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.
Как следует из материалов дела, пунктом 24.10. проекта контракта установлено, что контракт должен быть составлен и подписан в двух подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Следовательно, проектом контракта установлено, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа в двух подлинных экземплярах, что противоречит требованиям аукционной документации, устанавливающей порядок проведения закупки в форме электронного аукциона.
Между тем, как установлено ранее, по итогам проведения электронного аукциона контракт подлежит заключению в форме электронного документа через функционал сайта оператора электронной торговой площадки, подписанного надлежащим образом.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 34, части 1 статьи 59, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о заключении контракта в порядке, не предусмотренном Законом о контрактной системе для проведения закупки в форме электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт Хатын Юряхского шоссе на участке от Объездного шоссе до ул. Курнатовского" (изв. N 0116300000118000437) частично обоснованной, в части размещения на сайте ЕИС недостоверной информации, в части установления в аукционной документации некорректного описания объекта закупки.
2. Признать жалобу ООО "Глобал" на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт Хатын Юряхского шоссе на участке от Объездного шоссе до ул. Курнатовского" (изв. N 0116300000118000437) частично обоснованной.
3. Признать заказчика МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"/уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска нарушившими часть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018