Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.4749) 06.04.2018 от ООО "ТЕХНО-ТЕКА" на действия заказчика, в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Больница скорой медицинской помощи г. Уфа (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101200009518000448 "Оказание услуг по ремонту компьютерного томографа".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону N0101200009518000448.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
22.03.2018 г. уполномоченным органом на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N0101200009518000448. Начальная (максимальная) цена контракта 12 276 000,00 рублей.
Согласно доводу Заявителя, в аукционной документации неправомерно установлены требования о наличии у участников закупки лицензии.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.39 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее - Постановление).
Согласно Приложения к Постановлению лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих), а также хранение и утилизацию.
Комиссией установлено, что в п.23.1 аукционной документации, на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по техническому облуживанию медицинской техники (в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
а) для лицензий, полученных до 15.06.2013 года, с указанием в приложении следующего вида медицинской техники:
- приборы, аппараты и оборудование для томографии;
- приборы и аппараты для рентгенологии;
б) для лицензий, полученных после 15.06.2013 года, лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники с указанием в приложении следующих видов работ:
- ремонт медицинской техники;
2) Наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (в соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"):
- размещение, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе в пп.4 п.24.2 аукционной документации установлено требование к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки копий лицензий, указанных в п.23.1 аукционной документации.
Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Пунктом 11 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Исходя из вышеизложенного, наличие указанных лицензий не требуется только в случае, если медицинская организация (лицензиат) использует источники ионизирующего излучения в ходе осуществления медицинской деятельности.
Согласно извещению, опубликованному в ЕИС, предметом закупки является оказание услуг по ремонту медицинской техники, которые не относятся к услугам, включенным в медицинскую деятельность, при этом субъекты, осуществляющие ремонт, не обязаны иметь статус медицинской организации.
Вместе с тем, согласно СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения" к работам по выводу из эксплуатации и утилизации медицинской установки с ИИИ допускается специально подготовленный персонал группы А. Работы по извлечению и демонтажу ИИИ осуществляет организация, имеющая соответствующую лицензию. Уровни радиационного воздействия на участников процесса утилизации не должны превышать установленные пределы доз для персонала группы А.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данной лицензией, на размещение, хранение и утилизацию источников ионизирующего излучения, не обладает, в связи с этим, в п.3.1.2 проекта контракта предусмотрена обязанность Заказчика передать неисправные детали Исполнителю взамен установленных новых в течение 1 (одной) недели с момента выполнения обязательств, указанных в п.1.1. настоящего контракта для утилизации.
В связи с вышеизложенным, требование в аукционной документации о наличии у участника закупки указанных лицензий обосновано требованиями законодательства о лицензировании и не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Доводы жалобы, в части неправомерного требования у частника закупки лицензии, не находят своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта некорректно указаны размеры штрафов для исполнителя.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно п.2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа).
Согласно извещению, опубликованному в ЕИС, данная закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Начальная (максимальная) цена контракта 12 276 000,00 рублей.
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Комиссией установлено, что в п.6.7 проекта контракта содержится следующее: за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет _________________ рублей:
а) 3 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).
Следовательно, Заказчиком не установлены размеры штрафа в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно), т.к. начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 276 000,00 рублей, т.е. более 10 млн. рублей.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Заявителя, неправомерное требование в проекте контракта о представлении регистрационного удостоверения на рентгеновскую трубку.
Согласно п.3.2.4 проекта контракта аукционной документации Исполнитель обязуется предоставить вместе с запасной частью следующие документы:
- сертификат соответствия (декларацию соответствия);
- регистрационные удостоверения.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что законодательством не предусматривается регистрация запасных частей к медицинскому оборудованию.
Однако, данный довод жалобы признан несостоятельным в виду того, что в составе материалов дела, представленных уполномоченным органом содержится регистрационное удостоверение от 19.12.2017 NРЗН 2016/5155 на медицинское изделие: трубка рентгеновская медицинская.
Таким образом, довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, т.к. выявленные нарушения не повлияли на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНО-ТЕКА" на действия заказчика, в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Больница скорой медицинской помощи г. Уфа, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101200009518000448 "Оказание услуг по ремонту компьютерного томографа", частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 апреля 2018 г. N ГЗ-419/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018