Резолютивная часть решения объявлена 8 мая 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист-эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
в присутствии представителей: уполномоченного органа - отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган) - З.С. Хаутиева (доверенность от 15.06.2017 г. N1907/16); заказчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Заказчик) - А.М. Евлоева (доверенность от 26.03.2018 г. N09), М.М. Батыгова (без доверенности); заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее - Заявитель) - Дзангиева Т.А. (доверенность от 07.05.2018 г. N3);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000118000380 на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 220 мест в с.п. Новый Редант (ул. Осмиева)" и сдача его в эксплуатацию (далее - Закупка) выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, при осуществлении закупки допущено следующие нарушения требований Закона о контрактной системе к содержанию аукционной документации:
1) неправомерное объединение в один лот технологически и функционально не связанных товаров, работ и услуг, а именно строительных работ с поставкой столов, стульев и шкафов;
2) указание в документации отмененных ГОСТов;
3) в документации отсутствует требование о необходимости наличия лицензии на осуществление работ по монтажу, технологическому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представитель Заказчика не согласился с доводом жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию Заказчика и возражал против удовлетворения жалобы заявителя.
Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 17:00 07.05.2018 г. В соответствии с пунктом 3.32 административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 17:00 08.05.2018 в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 173 654 130,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2018 г. 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 03.05.2018.
По доводом жалобы Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 стать 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 64 Закона о контрактной системе документация о проведении электронного аукциона должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещения и документации Закупки, объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 220 мест в с.п. Новый Редант (ул. Осмиева)" и сдача его в эксплуатацию.
Как следует из проектно- сметной документации, разработанной на выполнение работ по строительству объекта, при выполнении работ требуется поставить мебель и инвентарь, в том числе следующие товары: столы, стулья, шкафы.
Согласно возражению (исх. от 04.05.2018 г. N1783) Заказчика, проектно- сметная документация разработана на выполнение работ по строительству объекта Закупки "под ключ" и подразумевает комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включая комплектацию мебелью и инвентарем.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно пункту 1.4 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, договор подряда на строительство объекта "под ключ", заключаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла - "проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, - сдача объекта в эксплуатацию".
Однако, согласно извещению и аукционной документации, объектом закупки не предусматривается выполнение генподрядчиком цикла - "проектирование - выполнение строительных и монтажных работ - ввод в эксплуатацию", а предусматривается только выполнение строительных и монтажных работ и ввод в эксплуатацию.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления считает, что положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, не применимы в отношении настоящей Закупки.
Следовательно, объединение в лот товаров, работ и услуг должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, исходя из содержания которого допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Комиссия считает, что объединение в один объект закупки строительных работ с поставкой вышеуказанных товаров, технологически и функционально не связанных со строительством, влечет за собой ограничение количества участников закупки, в частности поставщиков и (или) производителей мебели, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство, в соответствии с чем довод жалобы Заявителя о неправомерном объединении в один лот технологически и функционально не связанных товаров, работ и услуг, а именно строительных работ с поставкой столов, стульев и шкафов, является неправомерным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Согласно части IV аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукциона), первая часть заявки на участие в электронном аукционе, в числе прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (часть VI "Техническая часть").
В ходе изучения ГОСТов, приведенных в техническом задании в составе аукционной документации, Комиссией Управления нарушений норм Закона о контрактной системе не выявлено, в соответствии с чем, довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
Дополнительно Комиссия Управления сообщает, что проектно - сметная документация проходит государственную экспертизу, и что правомерность использования при составлении описания объекта закупки в составе проектно - сметной документации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика не входит в компетенцию Управления.
3. На рассмотрении жалобы довод относительно не установления требования о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию пожарной безопасности отозван Заявителем.
Кроме того, Комиссия Управления установила, что требование о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию пожарной безопасности не может устанавливаться как дополнительное требование к участникам закупки, т.к. Заказчиком установлено требование "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", что также подтверждается Заявителем жалобы.
Ввиду вышеизложенного довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая тот факт, что аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае повторного размещения заказа Закупки, Заказчику и Уполномоченному органу необходимо руководствоваться настоящим решением.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Технострой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статьи 6, частей 1, 2 статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдавать, вместе с тем Заказчику, Уполномоченному органу при размещении повторной закупки необходимо руководствоваться настоящим решением.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 8 мая 2018 г. N 104-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018