Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 15.05.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, заместитель руководитель Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от уполномоченного органа Администрация г. Элисты - Хонинов Ю.В. (доверенность NОН- 87/01-28 от 15.01.2018 г.),
рассмотрев в открытом заседании жалобу АО СГ "СОГАЗ",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 03.05.2018 г. поступила жалоба от АО страховая группа "СОГАЗ" Астраханского филиала (далее - Заявитель), принимающего участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Муниципального бюджетного учреждения "Городское зеленое хозяйство" с реестровым номером N 0105300000718000024, опубликованное и размещенное на официальном сайте ЕИС 30.03.2018 г. уполномоченным органом - Администрации г. Элисты, Заказчик- МБУ "Городское зеленое хозяйство" (далее- МБУ "ГЗХ", Заказчик). Начальная (максимальная) цена контракта - 303572 (триста три тысячи пятьсот семьдесят два) рубля 43 копейки. Дата и время окончания приема заявок: 19.04.2018 г. 16:00 (в/м). Дата и время вскрытия конвертов: 19.04.2018 г. 16:00. Дата рассмотрения и оценки заявок: 23.04.2018 г.
Заявитель считает, что решение конкурсной комиссии по признанию заявки АО страховая группа "СОГАЗ" необоснованным и просит признать жалобу обоснованной, провести проверку правомерности действий Заказчика и выдать Заказчику предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, осуществить рассмотрение и оценку заявок в соответствии с требованиями Закона N44-ФЗ.
Уведомлением от 04.05.2018 г. рассмотрение жалобы АО СГ "СОГАЗ" по существу было назначено на 08.05.2018 г. в 11 часов 00 минут.
Представитель заявителя по доверенности АО СГ "СОГАЗ" Маштыков Д.Д. представил дополнения по жалобе в части КБМ на транспортные средства и более подробное описание доводов жалобы, поддерживая их на рассмотрении по существу жалобы.
Представитель уполномоченного органа возражал относительно доводов жалобы, просил жалобу признать необоснованной.
В связи с изучением представленных заявок и иных документов по данной закупке, Комиссия объявила в заседании перерыв до 15:00 10.05.2018 г.
10.05.2018 г. Комиссия в том же составе, в присутствии представителей Уполномоченного органа Администрации г. Элисты Хонинова Ю.В., представителя ОА СГ "СОГАЗ" Маштыкова Д.Д., продолжила рассмотрение жалобы. Ввиду более углубленного изучения заявок участников, а также анализа информации, Комиссия объявила перерыв в заседании до 11.05.2018 г. 14:00.
11.05.2018 г. Комиссия в том же составе, в присутствии представителя Уполномоченного органа - Администрации г. Элисты Хонинова Ю.В., продолжила рассмотрение жалобы АО СГ "СОГАЗ".
На рассмотрении жалобы по существу заявлений, ходатайств от сторон не поступало.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проведя внеплановую проверку, приходит к выводам о частичной обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. 13.03.2018 года (с изменениями от 30.03.2018 г.) Уполномоченным органом - Администрацией г. Элисты размещено на официальном сайте ЕИС извещение N0105300000718000024 о проведении на право заключения государственного контракта на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Заказчик- Муниципальное бюджетное учреждение "Городское зеленое хозяйство" Начальная (максимальная) цена контракта - 303572 (триста три тысячи пятьсот семьдесят два) рубля 43 копейки. Дата и время окончания приема заявок: 19.04.2018 г. 16:00 (в/м). Дата и время вскрытия конвертов: 19.04.2018 г. 16:00. Дата рассмотрения и оценки заявок: 23.04.2018 г.
19.04.2018 г. проведена процедура вскрытия конвертов с заявками, поданными в письменной форме на участие в открытом конкурсе согласно Протокола вскрытия конвертов с заявками N0105300000718000024 от 19.04.2018 г., в котором зафиксировано, что на участие в закупке подано 6 запечатанных конвертов с конкурными заявками с порядковыми номерами 1, 2 (с изменениями от 04.04.2018 г.),3 (с изменениями от 09.04.2018 г.) и 4.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок N0105300000718000024 от 23.04.2018 г. по итогам рассмотрения конкурсной комиссией признана соответствующими конкурсные заявки с порядковыми номерами 1 (ПАО СК "РОСГОССТРАХ") и 2 (САО "ВСК"), конкурсные заявки под порядковыми номерами 3 (ОА СГ "СОГАЗ") и 4 (ООО СК "Согласие") отклонены и признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации, победителем признан ПАО СК "РОСГОССТРАХ" с предложением о цене контракта 276182, 81 рублей.
04.05.2018 г. между Заказчиком и ПАО СК "РОСГГОСТРАХ" был заключен муниципальный контракт N1 на сумму 276182 рубля 81 копейка.
2. Относительно доводов жалобы.
Заявитель в жалобе указывает, что конкурсная заявка АО СГ "СОГАЗ" необоснованно отклонена конкурсной комиссией по позициям N2, N43,N44.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов".
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов. Согласно данному Указанию страховщик самостоятельно принимает решение об установлении размера базового тарифа в пределах установленных Банком России значений.
Приложение N 1 к Указаниям N 3384-У устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Приложение N 2 - коэффициенты страховых тарифов, в том числе: коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства, коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), коэффициент, зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE"), коэффициент, зависящий от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, коэффициент, зависящий от периода использования транспортного средства и коэффициент, зависящий от срока страхования. В таблицах к приложению N 2 к Указаниям N 3384-У установлены значения указанных коэффициентов.
При этом частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям. В случае закупки услуг ОСАГО это означает обязанность заказчика включить в описание объекта закупки все сведения, которые потребуются потенциальным участникам закупки для выполнения расчета страховой премии в соответствии с Указанием ЦБ РФ N 3384-У.
Следует также отметить, что именно страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику (абзац 4 пункта 1.6 Положения Банка России от 19.09.2017 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно ч. 10.1 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Так, комиссией Калмыцкого УФАС России, установлено, что Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 51 Закона о контрактной системе прописаны в п.6, п.12 Информационной карты КД требования к описанию предложения участника открытого конкурса и инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, в разделе 4 "Описание объекта закупки" конкурсной документации указан Список транспортных средств с данными, позволяющими рассчитать страховую премию на каждое автотранспортное средство.
В соответствии с разделом 6 Указания Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - коэффициент КПр) установлено, что Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски- коэффициент Кпр=1,25.
Вместе с тем, установлено в ходе рассмотрения жалобы по существу, и не оспаривается сторонами, информация, указанная в позициях 43,44 "Камаз-Тонар 6460" раздела 4 "Описания объекта закупки" конкурсной документации по категории транспортного средства "С" не указана информация об использовании данных транспортных средств с прицепом (полуприцепом), что соответственно повлияло на расчет страховой премии как Заявителем- АО СГ "СОГАЗ", так и участником под номером 4 -ООО СК "Согласие", которые неверно указали коэффициент Кпр=1.
В свою очередь, согласно Протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок N0105300000718000024 от 23.04.2018 г. по итогам рассмотрения конкурсной комиссией были отклонены заявки (Заявителя) N3 и N4, так как указан неверный расчет коэффициента Кпр по позициям 43,44.
Тем самым, комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о том, что само описание объекта закупки по позициям 43,44 носит необъективный характер, вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет достоверно произвести расчет предлагаемой участниками страховой премии данных транспортных средств и, как следствие, цены контракта, и, безусловно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тем самым, данный довод жалобы считается обоснованным, а у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки участников с порядковыми номерами N3, N4 по данным позициям, что соответственно нарушает требования ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно Протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок N0105300000718000024 от 23.04.2018 г. заявку с порядковым номером N3 отклонили, ввиду неверного расчета страховой премии: по позиции 2- ВАЗ 21074, категория "В", 2002 г.в.,мощность-75 л.с., гос. номер- 643РО 08, VIN код XTA21074021677732:
Базовая ставка |
Коэффициент |
Страховая |
||||||
Кт |
Кбм |
Кс |
Кп |
КМ |
Ко |
Кпр |
||
2573 |
1,3 |
1,55 |
1,8 |
1,1 |
1 |
1 |
1 |
10 034,70 |
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
В свою очередь, Комиссия Калмыцкого УФАС России, проанализировав положения Технического задания раздела 4 конкурсной документации, все заявки, включая заявку Заявителя, Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 23.04.2018 г., установила, тот факт, что в Протоколе от 23.04.2018 г. прописаны сведения, не соответствующие данным, указанным в Техническом задании и в заявке Заявителя, а именно: вместо "ВАЗ 21074, категория "В", 2002 г.в.,мощность-75 л.с., гос. номер- А643РО 08, VIN код XTA21074021677732" имелись ввиду данные транспортного средства и необходимо было указать в Протоколе "ВАЗ-21214, категория "В", 2006 г.в.,мощность-81 л.с., гос. номер- А280ХО 08, VIN код XTA21214061823612". На заседании комиссии по существу рассмотрения жалобы Представитель уполномоченного органа пояснил, что ошибочно указал в Протоколе сведения, не соответствующие данным Технического задания и заявки Заявителя, при этом расчет страховой премии транспортного средства, указанный по позиции 2, соответствует всем данным.
Так, в силу п. 2 Порядка при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, установленного Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У, размер страховой премии в отношении транспортных средств категории "В", "ВЕ" рассчитывается по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8
Согласно заявке АО СГ "СОГАЗ", по позиции 2 транспортного средства страховая премия указана в размере 10034 рубля 70 копеек. Однако, пересчитав по данной формуле, учитывая сведения заявки N3, размер страховой премии составил: 2573*1,3*1,55*1,8*1,1*1*1*1= 10 265 рублей 50 копеек.
На заседании комиссии, представитель Заявителя АО СГ "СОГАЗ" в свою очередь пояснил, что в силу пункта 5 приложения 4 Указания Банка России N3384-У от 19.09.2014 г. максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории использования транспортного средства, так как, было установлено из сведений АИС РСА, что данное транспортное средство было убыточным (ДТП 24.10.2016 г.), страховая премия рассчитывалась по формуле: Т=ТБх3хКТ.
Вместе с тем, проанализировав заявку заявителя, Комиссия Калмыцкого УФАС России установлено, что при расчете по формуле Т=ТБх3хКТ, а именно: 2573х3х1,3 страховая премия составляет 10034 рубля 70 копеек, однако в заявке данная формула отсутствует а указана общая.
Таким образом, заявка АО СГ "СОГАЗ" по позиции 2 не соответствует требованиям рассматриваемой конкурсной документации, тем самым в действиях конкурсной комиссии по данному доводу нарушения законодательства отсутствуют, а сам довод жалобы необоснован.
Однако, Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок N0105300000718000024 от 23.04.2018 г. в нарушение п. 3 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе содержит не соответствующие положениям конкурсной документации и заявки Заявителя сведения о данных транспортного средства по позиции N2.
Таким образом, при формировании протокола Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией нарушено требование пункта 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО СГ "СОГАЗ" обоснованной в части необоснованного отказа в допуске по позициям N43, N44 Технического задания.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения ч.3, п.3 ч. 10 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика- МБУ "ГЗХ" нарушения п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст. 50 Закона о контактной системе.
4. Предписание не выдавать, ввиду того, что муниципальный контракт подписан.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калмыцкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 мая 2018 г. N 08-10-35
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018