Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу ООО "АМЕРЕС" (далее - Заявитель) на действияФКУ "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком,ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку цифровой автоматической телефонной станции на 50 номеров(номер извещения 0373100065018000038) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 15.05.2018 на 16.05.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе требования к закупаемому товару, которым соответствует продукция только одного производителя - ЗАО "Российская корпорация средств связи", а именно: УПАТСRSOXECH, что ограничивает количество участников Аукциона;
2) установившего в документации об Аукционе требование к закупаемому товару о наличии сертификата Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подтверждающего функции УПАТС и наличие СОРМ, соответствующей приказу Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизацииот 20.04.1999 N70 "О технических требованиях к системетехнических средств для обеспечения функцийоперативно-розыскных мероприятий на сетяхэлектросвязи Российской Федерации" (далее - Приказ N 70).
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 63 827 760 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.05.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 15.05.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе 25 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара цифровой автоматической телефонной станции на 50 номеров и иные требования.
Также разделом 10 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" документации об Аукционе установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" поставляемый товар должен происходить из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пояснениям представителей Заявителя совокупности установленных требований к закупаемому товару с учетом требований раздела 10 документации об Аукционе, соответствует продукция только одного производителя - ЗАО "Российская корпорация средств связи",а именно: УПАТС RSOXECH.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы, согласно которым совокупности требований к характеристикам закупаемого товара соответствует продукция производителя Alcatel-LucentEnterprise - УПАТС OmniPCXEnterprise, ЗАО "Российская корпорация средств связи" - УПАТС RSOXECH, ООО "Фринг" - AsteraidAMS.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика представили информационное письмо от 15.05.2018 N 11 от ООО "Фринг" (далее - Письмо N 11), согласно которому ООО "Фринг"имеет возможность произвести закупаемую телефонную станцию в соответствии с требуемыми характеристиками товара, установленными Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с представленными представителями Заявителя документами и сведениями товар УПАТС OmniPCXEnterprise не соответствует требованиям раздела 10 документации об Аукционе в связи с тем, что изготавливается во Франции.
Также в ходе заседания Комиссии представители Заявителя представители документы и сведения, а также пояснения, согласно которым ООО "Фринг" является разработчиком программной платформы
AsteraidAMS, а не производителем цифровой автоматической телефонной станции.
Согласно документации об Аукционе срок поставки товара -в течение 90 (девяноста) календарных дней с даты подписания государственного контракта. При этом Письмо N 11 не содержит информации о наличии у ООО "Фринг" в производстве товара в соответствии с требованиями к закупаемому товару, установленными Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требованиям закупаемого товара, установленным в разделе 25 документации об Аукционе, с учетом требований раздела 10 документации об Аукционе, соответствует товар иных производителей.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В разделе 25 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено требование, что закупаемый товар должен иметь сертификат Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подтверждающего функции УПАТС и наличие СОРМ, соответствующей Приказу N 70(далее - Сертификат).
При этом на заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что требование Заказчика, установленное в документации об Аукционе, о наличии сертификата, подтверждающего функции УПАТС и наличие СОРМ, по мнению Заявителя, является избыточным и ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование к закупаемому товару установлено в соответствии с потребностями Заказчика, а также с учетом требований Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности), Приказа N 70, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 N 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательности сертификации" (далее - Постановление N 532).
Частью 1 статьи 41 Закона о связи установлено, что для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в:
1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о связи Правительством Российской Федерации утвержден перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи.
Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации (далее - Перечень), утвержден Постановлением N 532.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 532 установлено, что средства связи, указанные в Перечне, подлежат обязательной сертификации, если такие средства связи используются:
в сети связи общего пользования;
вприсоединяемой к сети связи общего пользования части технологической сети связи;
в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования.
В пунктах 2 раздела I "средства связи, выполняющие функции систем коммуникации" и пунктах 27, 28, 29 раздела VI "Оборудование средств связи,в том числе программное обеспечение, обеспечивающеевыполнение установленных действий при проведенииоперативно-разыскных мероприятий" Перечня указана следующая продукция, подлежащая обязательной сертификации:
Учрежденческо-производственные автоматические телефонные станции;
Оборудование систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
Оборудование цифровых транспортных систем, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
Технические и программные средства информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При этом согласно пункту 8 статьи 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности Федеральная служба исполнения наказаний является оперативным подразделением, которому предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупаемые цифровые автоматические телефонные станции будут выполнять функции как учрежденческо-производственные автоматические телефонные станции, в том числе для выполнение установленных действий при проведенииоперативно-розыскных мероприятий, при этом закупаемые станции будут использоваться как в с сети связи общего пользования, так и в в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к закупаемому товару о наличии сертификата, подтверждающего функции учрежденческо-производственной автоматической телефонной станции (УПАТС) и наличие функции оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АМЕРЕС"обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к закупаемому товару, ограничивающих количество участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2018 г. N КГОЗ-180/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018