Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Альтера"(далее - Заявитель) на действияединой комиссии ФГКУ "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении ФГКУ "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО "АСТ ГОЗ"(далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукционана оказание услуг по санитарному содержанию зданий и прилегающих к ним территорий(номер извещения 0842100002818000009)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиямиЕдиной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Заказчик в письменном возражении от 16.05.2018 N 3558 (далее - Возражение) не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -19.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 437 342,13 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.05.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 07.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявкиот участников закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Единая комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
7) по результатам рассмотрения второй части заявки единственный допущенный к участию в Аукционе участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303
N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системепервая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаенесоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям,не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.05.2018N 9-1/18-ЗАЗаявителю (порядковый номер заявки 2) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционедля предлагаемых к поставке чистящих средств (позиции NN 12, 24)указана информация в отношении области применения,не соответствующая требованиям документации об Аукционе, а именно не выбрано на какой поверхности должно применяться средство: пластиковой либо лакированной.
В части "Требования к товарам (материалам) и оборудованию, используемых в ходе оказания услуг" главыIII "Техническая часть документации о ЗА" документации об Аукционе (далее - Перечень) установлены требования к качественным (потребительским свойствам) и иным характеристикам товаров, которые должны использоваться при оказании услуг, в том числе: для товаров "чистящее средство" (позиции NN 12, 24) установлено требование к области применения: "должен использоваться на всех водостойких поверхностях, например, эмаль хром, фарфор, керамическая плитка, пластиковые либо лакированные поверхности, а также мрамор".
В части 24 "Инструкция по заполнению заявки на участие в ЗА" раздела 1.3 главыIдокументации об Аукционе (далее - Инструкция) установлены правила применения символов, слов (например: ",", "и", "или" и т.д.), указанных Заказчиком в Перечне при установлении требований к закупаемым товарам.
Согласно Возражению Заказчика в Инструкции установлено, что в случае если значение или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "или", то участнику необходимо в первой части заявки на участие в Аукционе предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений.При этом, по мнению Заказчика, союз "либо" равнозначен союзу "или", в связи с чем, для значений или диапазонов значений параметра, указанных с использованием союза "либо", необходимо применять правила Инструкции, установленные для значений или диапазонов значений параметра указанных с использованием союза "или".
Вместе с тем, в Инструкции не установлено, что необходимо указать участнику закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе в случае указания значения или диапазонов значений параметра, указанных с использованием союза "либо".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что в заявке для предлагаемых к поставке товаров "чистящее средство" (позиции NN 12, 24) указана информации в отношении области применения: "средство используется на всех водостойких поверхностях, например, эмаль, хром, фарфор, керамическая плитка, пластиковые либо лакированные поверхности, а также мрамор", соответствующая требованиям Заказчика, установленным в документации об Аукционе для указанных товаров, а также не противоречащая положениям Инструкции.
Таким образом, действия Единой комиссии, выразившиеся в отказе в допуске к участию в Аукционе Заявителю, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна,в том числе,содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пунктах 23, 23.1 части 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в ЗА, подаваемой участником закупки" раздела 1.3 главыIдокументации об Аукционе установлено следующее требование к перечням документов, предоставляемых в составе второй части заявки на участие в Аукционе дляподтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом Аукциона: "Наличие лицензии, выданной ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности не ниже "секретно" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" или договора с организацией (учреждением), имеющим такую лицензию с приложением лицензии к нему, которая будет привлекаться участником закупки в качестве соисполнителя по Договору, заключаемому по результатам закупки".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в части 22 "Единые требования к участникам закупки" раздела 1.2 документации об Аукционене установлено требование к участникам закупки о необходимости соответствиятребованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Согласно изложенному,действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без установления требования к участникам Аукциона о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайненарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, объектом закупки являются услуги по санитарному содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, что не относится к сведениям, составляющим государственную тайну.
Следовательно, установление требования к участнику закупки о необходимости наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является избыточным.
При этомКомиссия обращает внимание, что требованиео необходимости наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может быть установлено к исполнителю, в случае если в рамках исполнения контрактаисполнитель может получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтера" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 мая 2018 г. N КГОЗ-184/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018