Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
"_" |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
"_" |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии, |
"_" |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в отсутствие представителей подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Алтайэнергоконсалтинг" (далее - ООО "Алтайэнергоконсалтинг") - на заседание комиссии не явились, уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителя заказчика - муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Электросеть" (далее - МУП г. Новосибирска "Электросеть") - "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Алтайэнергоконсалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию электроснабжения жилых домов по ул. Флотская: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 (извещение N 0551300022418000012), начальная (максимальная) цена контракта 6 214 508 руб. 24 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Алтайэнергоконсалтинг" с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию электроснабжения жилых домов по ул. Флотская: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Суть жалобы ООО "Алтайэнергоконсалтинг" заключается в следующем.
По мнению подателя жалобы, заказчик вправе требовать от участников закупки представление конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, в случае, если указанные товары остаются у заказчика (передаются в собственность) либо являются составной частью результата работ, то есть входят в предмет контракта. Требовать от участника закупки описывать товары, которые используются при выполнении работ, но которые не являются и не будут являться составной частью их результата, неправомерно.
Однако заказчик установил требования к таким товарам, как:
- Песок для строительных работ природный;
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ;
- Атмосфероустойчивый битумный лак;
- Парафины нефтяные твердые очищенные;
- Муфты (заделки) типа КВ.
Указанные товары, по мнению ООО "Алтайэнергоконсалтинг", не являются объектами закупки и используется только в процессе производства работ. Установление требований к таким товарам нарушает положения действующего законодательства. При этом, заказчиком не указано в составе каких работ должен применяться указанный материал, что не позволяет определить параметры эквивалентности и требуемые характеристики.
Кроме того, податель жалобы полагает, что заказчик допустил нарушения требований пп.1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, так, согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16) при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На жалобу ООО "Алтайэнергоконсалтинг" от заказчика поступили следующие возражения.
Заказчик сообщил, что все материалы, указанные в описании объекта закупки, используются для выполнения работ, что подтверждается как локальным сметным расчетом, так и ресурсной ведомостью, кроме того, и песок, и щебень передаются заказчику по актам выполненных работ формы КС-2 и приходуются заказчиком на балансе на соответствующий объект.
Все показатели материалов, перечисленные в жалобе, установлены в соответствии с государственными стандартами, что отвечает положениям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик считает, что при подготовке документации об электронном аукционе в полной мере учтены рекомендации ФАС России, изложенные в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, так, инструкция по заполнению заявок, входящая в состав документации об электронном аукционе, позволяет участникам закупки использовать формулировки и сведения, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а именно:
"формулировки "не более", "не менее", "более", "менее", "(с)выше", "ниже", "от", "до", знаки "+", ">", "-", "_", "<", могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации".
Для битумного лака установлены характеристики не по государственному стандарту, ввиду того, что действующего государственного стандарта для данного материала нет, действует следующее положение инструкции по заполнению заявок:
"Формулировки "не более", "не менее", "более", "менее", "(с)выше", "ниже", знаки "+", ">", "-", "_", "<", могут быть использованы при описании показателей, отмеченных в Описании объекта закупки знаком (*), когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара".
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что такие материалы (товары), используемые при выполнении работ, как песок и щебень передаются заказчику по актам выполненных работ формы КС-2 и приходуются заказчиком на балансе на соответствующий объект. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что парафины нефтяные твердые очищенные используются при монтаже муфты (заделки) типа КВ, а атмосфероустойчивый битумный лак используется для покрытия муфт снаружи после установки.
Также Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требования к вышеуказанным товарам, указанным в описании объекта закупки, не содержат характеристик, которые могли бы повлечь ограничение количества участников закупки. Также об этом свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе подано 6 заявок.
Таким образом, Комиссия считает, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
ФАС России в своем письме от 01.07.2016 NИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Исходя из изложенного, письмо ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 касается вопросов установления требований к составу заявок, а не вопросов установления требований к показателям товаров.
Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, требования описать такие значения могут привести к ограничению количества участников закупки. Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении требований к товарам в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней значений конкретных показателей, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний.
При этом, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что требования, установленные в инструкции по заполнению первой части заявки, не обязывают участников представлять в своих заявках по таким характеристикам конкретные значения.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Алтайэнергоконсалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию электроснабжения жилых домов по ул. Флотская: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 мая 2018 г. N 08-01-224
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018