Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБУДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) и ООО "Элекропоставка" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12226/18 от 14.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку электротоваров для Заказчика в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200197218000049. Начальная (максимальная) цена контракта - 162 322,82 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части направления проекта контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных ст. 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно направлен проект контракта с указанием количества товара, которое не соответствует количеству, указанному в первой части заявки Заявителя на участие в аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Согласно доводам жалобы Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров также указано количество товара в соответствии с количеством, установленным в Приложении N 2 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, участники закупки в составе первой части заявки должны предоставлять сведения о функциональных, технических и качественных, а также эксплуатационных характеристиках товара, требования к которым устанавливаются Заказчиком в виде максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также в виде значений показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что количество товара не является качественной, функциональной, технической или экологической характеристикой товара, не характеризует товар и является потребностью Заказчика, которая устанавливается Заказчиком в документации о закупке в соответствии с нормами Закона о контрактной системе и не подлежит изменению.
Таким образом, участники закупки не обязаны в первой части заявки на участие в аукционе предоставлять сведения о количестве товара, а указание количества товара не в соответствии с положениями документации о закупке не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, так как Заказчик обязан направить проект контракта с указанием цены, предложенной победителем, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке, количества товара в соответствии с документацией о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе количество товара, определяющее потребность Заказчика, указывается Заказчиком в документации о закупке.
Согласно пп. 2.3.1 п. 3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Количество Товара (в т.ч. по ассортименту) для Заказчика определяется исходя из Приложения N 1 технического задания.".
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком направлен проект контракта Заявителю в соответствии с Приложением N 1 "Расчет начальной (максимальной) цены на поставку электротоваров для ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга в 2018 году" к Техническому заданию и пп. 2.3.1 п. 3 раздела 2 Части III документации о закупке.
Таким образом, проект контракта, направленный Заказчиком в адрес Заявителя содержит указание на количество товара в соответствии с положениями документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно направлен проект контракта с указанием цены каждого товара с учетом коэффициента аукционного снижения.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлен порядок применения коэффициента аукционного снижения начальной (максимальной) цены контракта по отношении к каждой позиции товаров, являющихся предметом закупки.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию предмет закупки включает в себя 26 позиций (наименований) товаров.
Согласно доводам Заявителя применение Заказчиком коэффициента аукционного снижения по собственному усмотрению противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, так как изменяет ценовое предложение, указанное в заявке Заявителя.
Вместе с тем, применение коэффициента аукционного снижения направлено на расчет цены каждого товара, являющегося предметом контракта, с учетом цены контракта, предложенной Заявителем при проведении аукциона. Следовательно, применение Заказчиком коэффициента аукционного снижения не изменяет ценовое предложение участника закупки. Сумма цен, указанных Заказчиком при применении коэффициента аукционного снижения в проекте контракта, соответствует цене контракта, предложенной победителем.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст.37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Таким образом, нормами Закона о контрактной системе не установлено право победителя аукциона на изменение положений проекта контракта при его подписании, в том числе с целью определения цены каждого предлагаемого товара.
В соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Следовательно, основанием для направления протокола разногласий и внесения изменений в проект контракта являются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о закупке и заявке на участие в аукционе.
Применение коэффициента аукционного снижения не является изменением положений извещения, документации о закупке, заявки участника закупки. Следовательно, применение коэффициента аукционного снижения также не является основанием для внесения изменений Заказчиком в положения проекта контракта, направленного в адрес победителя аукциона.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что после определения победителя аукциона Заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. Применение коэффициента аукционного снижения пропорционально по каждому из товаров не противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию, указанную в извещении.
Например, согласно п. 1 "Труба гибкая" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено количество товара - 300 м.
Согласно Приложению N 1 "Расчет начальной (максимальной) цены на поставку электротоваров для ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга в 2018 году" к Техническому заданию Заказчиком также установлено количество товара, при этом, например, по п. 1 "Труба гибкая" указано количество - 500 м.
Таким образом, документация о закупке содержит противоречивые сведения о количестве товара, необходимого к поставке, что повлекло в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 64 (п. 2 ст. 42) Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Наличие в документации о закупке противоречивых сведений о количестве товара не позволяет заключить контракт одновременно в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию и Приложением N 2 к Техническому заданию.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением государственного контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электропоставка" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 64 (п. 2 ст. 42) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 мая 2018 г. N 44-2562/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018