Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ СОШ N 518 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Дестройт" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12334-ЭП/18 от 15.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнении ремонтных работ в здании Заказчика по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 24, литер А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200210318000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 999 989,61 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2018 N0372200210318000006-1-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 14 "Смесь сухая шпатлевка" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Тип смеси: сухая строительная дисперсная шпатлевочная заводского изготовления на основе цементно-известкового вяжущего. Наибольшая крупность зерен заполнителя по ГОСТ 9758-2012 до 0,63 мм.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке, согласно которой: "участник указывает конкретные значения показателей с соответствующими или меньшими/большими значениями, без применения нижеуказанных слов и знаков, для которых установлены требования в виде "не более _", "не менее _", "не ниже _", "не выше _", "допуска(-ется), (-ются) не более _", "допуска(-ется), (-ются) не менее _", "допуска(-ется), (-ются) не выше _", "допуска(-ется), (-ются) не ниже _.", "допуска(-ется), (-ются) до _", "не должен(-на)(-ны) (-но) превышать _", "допуска(-ется), (-ются) от _", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть более _", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть менее _", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть ниже _", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть выше _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не менее _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не более _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не выше _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не ниже _", "должен(-на)(-ны) (-но) не превышать ", знаков "
", "
", "от _", "до_", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть до _", "допуска(-ется), (-ются) до _", "допуска(-ется), (-ются) от _", "-", "_", "не менее _не более_", "от не менее_ до не более_", "от не более_до не менее _", "от_до включ.", "от не ниже _ до не выше_", "от не выше _ до не ниже _", "не более и не менее", "не менее и не более", "не выше и не ниже", "не выше и не ниже", "допуска(-ется), (-ются) _-_","допуска(-ется), (-ются) _", "допуска(-ется), (-ются) не менее _не более", "допуска(-ется), (-ются) от не менее _до не более_", "допуска(-ется), (-ются) от не более _до не менее _", "допуска(-ется), (-ются) от_до включ_", "допуска(-ется), (-ются) от не ниже_до не выше_", "допуска(-ется), (-ются) от не выше _ до не ниже _", "допуска(-ется), (-ются) не более _ и не менее _", "допуска(-ется), (-ются) не менее_ и не более_", "в пределах диапазона", "допуска(-ется), (-ются) в пределах диапазона", "допуска(-ется), (-ются) в пределах", "в пределах", "должен(-на)(-ны) (-но) быть _-_", "должен(-на)(-ны) (-но) быть _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не менее _ не более _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от не менее_ до не более_", "допуска(-ется), (-ются) от_до _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от не более_до не менее _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от_до включ.", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от не ниже _ до не выше_", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от не выше _ до не ниже _", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не более и не менее", "должен(-на)(-ны) (-но) быть не менее и не более", "должен(-на)(-ны) (-но) быть в пределах диапазона", "должен(-на)(-ны) (-но) быть в пределах", "от_до_", "должен(-на)(-ны) (-но) быть от_до_", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть менее _ и более_", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть более _ и менее _", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть выше _ и ниже_", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть ниже _ и выше_";".
Заявителем в первой части заявки указано значение показателя наибольшей крупности зерен заполнителя - 0,60 мм.
Согласно инструкции Заказчиком также установлено: "Все показатели товаров, в том числе в части требований к маркировке и упаковке, должны соответствовать нижеследующей нормативно-технической документации и/или не противоречить ей: Требования к товарам NN23,14, 13, установлены в соответствии с ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия", ГОСТ 31189-2015 "Смеси сухие строительные. Классификация" (с Поправкой).".
В соответствии с п. 4.5 ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" наибольшая крупность зерен заполнителя Днаиб, мм, должна быть не более:
20,00 - для бетонных смесей;
5,00 - для растворных смесей;
0,63 - для дисперсных смесей.
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 31357-2007, требование о соответствии товара по п. 17 Приложения N 2 к Техническому заданию которому установлено в инструкции по заполнению первой части заявки, значение показателя наибольшей крупности зерен заполнителя может составлять менее максимально установленного в ГОСТ 31357-2007.
В соответствии с п. 4.9 ГОСТ 9758-2012 установлено: "Стандартный набор сит должен включать сита с круглыми отверстиями диаметром 5, 10, 20, 40, 70 мм для крупных заполнителей, сито с круглым отверстием диаметром 5 мм и сетками с квадратными ячейками с размером стороны 2,5; 1,25; 0,63; 0,16 мм по ГОСТ 6613 - для пористого песка (допускается применять сетку с квадратными ячейками с размером стороны 0,14 мм).".
Согласно выводам аукционной комиссии Заказчика так как размер сита составляет 0,63 мм, значение показателя наибольшей крупности зерен заполнителя не может составлять 0,60 мм.
Вместе с тем, вывод аукционной комиссии Заказчика противоречит п. 4.5 ГОСТ 31357-2007. Кроме того, ГОСТ 9758-2012 устанавливает требования к размеру сита, а не к значению показателя наибольшей крупности заполнителя.
Таким образом, представленное Заявителем значение оспариваемого показателя соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции и ГОСТ 31357-2007).
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в отношении отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по п. 13 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Указанная аукционной комиссией Заказчика формула установлена государственным стандартом для определения значения показателя модуля крупности и не определяет значение показателя наибольшей крупности зерен заполнителя.
Кроме того, документация о закупке не содержит требование о соответствии товара по п. 13 ГОСТ 8735-88.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, на основании письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, норм Закона о контрактной системе Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по указанию в документации о закупке на соответствие товара государственному стандарту, при этом требования к показателям должны быть стандартными для данного вида товара. В случае отсутствия в документации о закупке требования о соответствии товара отсылочному государственному стандарту показатели, содержащиеся в первой части заявки и соответствующие государственному стандарту, из которого следует такое отсылочное указание, не могут быть признаны несоответствующими требованиям документации о закупке. Каждый государственный стандарт содержит указание на ряд отсылочных государственных стандартов, которые в свою очередь также содержат отсылочное указание на другие государственные стандарты и т.д. На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия устанавливает соответствие первой части заявки требованиям документации о закупке. При отсутствии в документации о закупке требования о соответствии товара отсылочным государственным стандартам, отказ в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия товара государственным стандартам, требование о соответствии которым не предусмотрено документацией о закупке, противоречит ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дестройт" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2018 г. N 44-2590/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018