Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12000-ЭП/18 от 11.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путём проведения открытого конкурса на услуги по организации и проведению выставки этнопарка, оформленного в соответствии с архитектурными и культурными традициями этносов, населяющих Российскую Федерации (извещение N 0172200010218000007) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200010218000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000, 00 рублей.
В жалобе ИП Мокров В.Ю. указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что:
- Заказчиком установлены требования к участникам закупки,не предусмотренные Законом о контрактной системе;
- Заказчиком не указана конечная дата периода, за который необходимо представить копии контрактов, подтверждающих квалификацию участника;
- Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к документам, подтверждающим квалификацию участников закупки;
- Заказчиком установлены противоречивые положения документации в части условий об отстранении участников закупки, заявки которых содержат недостоверные сведения.
- Заказчиком установлено требование о представлении в рамках исполнения контракта финансовой отчетности, непредусмотренное Законом о контрактной системе.
Комиссия УФАС, ознакомившись с документами и сведениями, размещенными в ЕИС, заслушав пояснения представителя Заявителя, приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе,в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса,и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в разделе 4 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации, в частности: "Участник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том,что Заказчиком прямо не установлено отдельных требований к участникам рассматриваемой закупки о соответствии участников требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, что в рассматриваемом случае не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В качестве одного из показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника)" Заказчиком установлен показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с установленным Заказчиком в разделе 13.2 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации порядком оценки заявок, оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником об общей стоимости оказанных услуг сопоставимого характера, оказанных участником закупки за период с 01.01.2013 г.
За услуги сопоставимого характера принимаются услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий, в том числе, народных гуляний, карнавалов, фестивалей, конференций, форумов, профессиональных праздников, концертов, за период с 01.01.2013 г.
Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов со всеми приложениями, гражданско-правовых договоров со всеми приложениями, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии платежных поручений на оплату соответствующих услуг с отметкой банка, копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
Таким образом, участник закупки в составе заявки должен представить копии государственных (муниципальных) контрактов со всеми приложениями, гражданско-правовых договоров со всеми приложениями, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии платежных поручений на оплату соответствующих услуг с отметкой банка, копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров. При этом по смыслу указанного раздела документации следует, что представляемые участником документы должны подтверждать исполнение услуг до момента подачи заявки.
3. Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе наделяет правом Заказчика самостоятельно определять перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки.
В связи с чем, Комиссия УФАС находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что установленное Заказчиком требование к перечню документов, представляемых участниками закупки в качестве подтверждения квалификации, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4. Заявитель также полагает, что установленное в разделе 13.2 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" документации условие, согласно которому в случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится, противоречит требованиям п 5.4. раздела 5 части I конкурсной документации, согласно которому в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 раздела 3 части I конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Комиссия УФАС не находит в вышеприведённых положениях документации противоречий, препятствующих осуществлению процедуры закупки, поскольку в силу ч. 3.1. ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения. при этом исходя из смысла приведенных норм документации и Закона контрактной системе, оценка заявки отстраненного участника не проводится.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не усматривает в содержании раздела 13.2 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" документации противоречащих требованиям Закона о контрактной системе положений.
Таким образом, Комиссия УФАС находит необоснованными доводы Заявителя в указанной части.
5. В жалобе Заявитель также указывает на то, что содержащееся в проекте контракта условие о представлении исполнителем контракта финансового отчета об исполнении сметы расходов противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, проанализировав содержание проекта контракта, находит довод Заявителя в указанной части обоснованным.
Согласно п. 4.2.1 проекта контракта, Государственный заказчик имеет право требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленного отчета об оказанных услугах, финансового отчета об исполнении сметы расходов (далее - финансовый отчет). Аналогичные требования установлены в пунктах 4.3.5, 5.1.1, 5.1.2 проекта контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона.
Частью 1 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
Учитывая изложенное, при надлежащем исполнении контракта после подписания Заказчиком акта приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги Заказчик обязан оплатить поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по цене, определенной контрактом.
Таким образом, Заказчик не вправе включать в контракт условие о представлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, выразившемся в установлении условий об исполнении контракта, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мокрова В.Ю. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 94 Закона
о контрактной системе
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
Смольный,
Санкт-Петербург, 191060
ИП Мокров Виталий Юрьевич
ул. Мебельная, д. 47, корп. 1, лит. А,кв. 200,
Санкт-Петербург, 197345
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2567/18
18.05.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу
N 44-2567/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитету по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге - при заключении контракта по результатам проведения конкурса (извещение
N 0172200010218000007) не учитывать требования п.п. 4.2.1, 4.3.5, 5.1.1, 5.1.2 проекта контракта в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания.
2. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25.06.2018.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2018 г. N 44-2567/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018